Когда выдающийся европейский скульптор Зигмунд Горголевский задумал проект постройки Львовской оперы, он предполагал, что театр станет не только местом театральных импрез, но и сам по себе — музеем искусства. Действительно, так и случилось — сегодня сюда приходит немало туристов и в часы, когда спектакли еще не начались. С восторгом они осматривают росписи, лепнину на стенах и потолке, занавес Г. Семирадского, который многие считают лучше, чем в Кракове, и называет уважительно — картиной… Поэтому представьте себе, какую смелость и ответственность должен взять на себя современный художник, который осмелился внести в убранство Львовского театра свою лепту. Она должна была органически войти в архитектурно- творческий организм здания, не испортив, а украсив его.
… А замыслил продолжить «музейную тему» Львовской оперы директор театра Тадей Эдер. Когда он узнал, что в мастерской скульптора Ярослава Скакуна стоит бюст Саломии Крушельницкой, имя которой носит театр, Эдер изъявил желание его осмотреть. И сразу понял, что скульптуру следует установить в зеркальном зале театра, где проходит немало торжеств, всегда особенно возвышенная атмосфера, и именно такого «элемента» залу недостает. Сегодня кажется, что знаменитая певица, отлитая в бронзе, всегда стояла в этом зале, — так органично вписался бюст в архитектонику помещения и такой легко узнаваемой сделал выдающуюся галичанку художник.
Дальше — больше, коллектив театра решил в конечном итоге установить не одну, а несколько скульптурных портретов, посвященных выдающимся художникам, чьи имена были безосновательно забыты, их больше ценили в Западной Европе, чем у нас, и личностям, немало сделавшим для славы украинского искусства и Львовской оперы в частности. И потому тот же Ярослав Скакун сделал сначала бюст выдающегося певца Александра Мишуги, который в знаменательный день, 4 октября 1900 года, на торжественном открытии Львовской оперы блестяще исполнял партию из произведения В. Желенского «Янек».
Третий образ, над которым работает Ярослав Скакун, — это образ еще одного выходца из Галичины, выдающегося певца Модея Менцинского. Вскоре, 27 января, и этот бюст установят в оперном. В перспективе — работа над скульптурными портретами художника Евгения Лысика и патриарха украинской дирижерской школы Ярослава Ващука.
О каждом из этих художников, конечно, следует написать огромные статьи, чтобы напомнить украинской общественности, что сделали эти люди, и чтобы еще раз подчеркнуть, что память потомков должна быть и является благодарной. Если о Крушельницкой пишут и писали немало, то Мишуга, можно сказать, не такой успешный в этом смысле. Выходец из семьи простого сапожника села Новый Виткив на Львовщине, он покорил сцены Милана и Турина, Варшавы, Кракова, Киева, Санкт-Петербурга, Берлина, Лондона, Вены, Парижа. Критика не жалела для его таланта наивысших похвал, публика неистовствовала от восторга, спектакли с его участием проходили с аншлагом… К тому же Мишуга создал собственную оригинальную школу обучения пению, которая не только позволяла максимально развить природные голосовые данные, но и удерживать голос «в форме» в течение многих лет.
Кстати, на вечере по случаю торжественного установления в театре бюста Александра Мишуги звучало его пение в записи. Впечатление было такое, что поет совсем молодой человек, а исполнителю в то время было больше 60 лет!.. Сегодня студенты Львовской музыкальной академии пользуются клавирами и нотами, которые стали собственностью учебного заведения, и которые, как и всю уникальную коллекцию Мишуги, все свое имущество, певец завещал своим ученикам и последователям.
Кое у кого может возникнуть вопрос, почему именно львовскому скульптору Ярославу Скакуну выпала такая честь — создавать выдающиеся образы в бронзе, да еще и для Львовского оперного театра? Ясное дело, сыграли роль талант скульптора, его первенство в создании портретной галереи и его исключительные человеческие качества — трудолюбие, щедрость и бескорыстие. То, что он делает, всегда становится достоянием общественности. Из последнего — памятник львовскому футболу и барельеф Ивана Павла II, установленный на Латинском кафедральном соборе в честь визита понтифика во Львов.
Что касается скульптурных портретов для оперного театра, то практически весь его авторский гонорар расходуется на материалы, отливку, труд рабочих… Он никогда не выступает на торжествах по случаю открытия очередного памятника. «Зачем? То, что я могу сказать, я всегда говорю в камне или бронзе. В данном случае я хотел сказать: мое почтение и восторг, восторг простого галичанина, является безграничным и благодарным!»