Художник Павел Ковач (младший) является уроженцем Ужгорода, ему 25. Два года назад он закончил Львовскую академию искусств. Но за плечами художника уже шесть персональных выставок, с десяток перформансов и около двадцати общих вернисажей (в городах Украины и Польши).
В настоящее время внимание публики привлекла работа художника под названием «Самомумификация». Здесь мы видим большую плоскость, которая являет собой «восковую картину» и странный золотистый колокольчик, прикрепленный сверху. А также золотистый чан с полурасплавленным воском, в который погружен длинный шест. Все это сопровождается подогревом и... авторской надписью прямо на стене галереи.
Воск сам по себе нельзя признать распространенным материалом. Широкой общественности он известен благодаря «попсовым» музеям восковых фигур. Но частично расплавленный воск, который, к тому же, являет собой лишь часть инсталляции, — такой элемент разработан и воплощен едва ли не впервые в истории отечественного искусства. Даже школьнику понятно, что расплавленный воск в некоторой степени является «живой» субстанцией, которая не может постоянно сохранять ту же структуру. Такая скрытая динамика делает каждый экспонат загадочной «вещью в себе», которая день и ночь продолжает жить своей жизнью. К нескольким слиткам воска в сосудах подведен специальный постоянный подогрев. Смотришь на это чудо и поневоле понимаешь, что увиденное здесь вряд ли можно сравнить с чем-то другим, виденным раньше.
Необычным является эпиграф из «Сиддхартхи» Германа Гессе, который предваряет экспозицию. Необычен и комментарий куратора выставки: «Проект Павла Ковача «Воск» — это путь от размышлений о времени до осознания себя здесь и сейчас. Это попытка мумификации времени и информации в их необратимой текучести. Это возможность остановиться и постичь мгновение, постичь в этом мгновении самого себя. Слушать, наблюдать и чувствовать окружающие нас ритмы: ритм Неба, ритм Земли, ритм деревьев и рек, ритм вдоха и выдоха, ритм пульса»...
Язык, на котором Ковач обращается к зрителю, выдержан в постмодернистском формате. То есть автор предлагает свои скрытые ассоциации, иронию, а то и просто прихоти. Всего лишь предлагает, избегая какой-либо буквальности и иллюстративности. Наше дело — созерцать и мыслить. Причем именно так, как мы этого хотим. Такая степень доверия со стороны художника и является главным ключом для понимания сущности похожих инсталляций.
Выставка получилась выразительной и лаконичной и интригует зрителя. Однако отметим, что воск — не единственный материал, представленный здесь. Более того, в экспозиции есть четыре объекта, и в частности одно произведение видеоарта. Неожиданность, непредсказуемость и искреннее удивление — вот слова, которые бесспорно характеризуют эту выставку, которую можно посмотреть до 20 июля.