Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Воскресіння Розстріляного Відродження»

В Киеве состоится просветительская кинонеделя
26 мая, 2015 - 15:24
СЕРГЕЙ БАБКИН
СЕРГЕЙ БАБКИН — В РОЛЕ КИНОРЕЖИССЕРА В ФИЛЬМЕ «ОЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО. ОДЕСЬКИЙ СВІТАНОК» / ФОТО С САЙТА I.YTIMG.COM

28 мая в рамках проекта «Воскресіння Розстріляного Відродження», ставящего своей целью распространение информации о жизни и деятельности поколения украинских деятелей культуры 1920—1930-х, которые были расстреляны, репрессированы или деградированы советской системой, в столичном кинотеатре «Оскар» начнется кинонеделя.

Одним из центральных мероприятий фестиваля станет презентация проектов лент о репрессированных культурных деятелях — «Будинок слова» Тараса Томенко и «Одеський світанок» Константина Коновалова.

— Это проект об одной из самых трагических страниц в украинской истории, о переломном моменте, когда была истреблена вся интеллигенция, весь цвет украинской нации: писатели, поэты, художники, режиссеры. Эта история полна драматизма, она чрезвычайно интересна, но не исследована»,  — рассказал «Дню» Тарас ТОМЕНКО. — События разворачиваются в харьковском «Будинку слова», отсюда и название ленты. Это заведение было построено специально для писателей, чтобы поселить под одной крышей всю тогдашнюю элиту. В конечном итоге весь цвет нашей литературы завлекли, как в мышеловку, которая потом закрылась,... и это имело трагические последствия: украинская литература в том виде, в каком она должна была быть и которая стремилась стать во главе европейской литературы, просто перестала существовать, вынуждена была пойти на компромиссы с советской властью.

По словам Т.Томенко, основной конфликт ленты — драма, которую переживает Мыкола Хвылевый после путешествия по селам, когда ломается его мировоззрение. «Он увидел целые вымирающие села — коммунизм в чистом виде. Тогда выходит его труд «Геть від Москви», за который его осуждают и называют фашистом. Мы знаем, какие последствия имело это давление. Выстрел Хвылевого должен прозвучать для нас, потомков, как предупреждение». Сценарий картины уже готов, но есть проблемы с финансированием, чтобы начать съемки.

Еще один проект фильма, который будет презентован в рамках кинофестиваля, — «Одеський дебют» Константина Коновалова. Это часть проекта, посвященного творчеству Александра Довженко. В его рамках уже был написан роман «Режисер» и снят документальный фильм «Одеський світанок».

— Я заинтересовался фигурой Довженко, когда учился в киношколе в США. Одним из преподавателей был Мартин Скорсезе, который рассказал, что для него самый понятный украинский режиссер — не Параджанов и не Быков, а именно Довженко (один из основоположников не только отечественного, но и мирового кинематографа). И он достоин того, чтобы о нем сняли фильм в Украине», — считает Константин КОНОВАЛОВ. — Для современных украинцев Довженко — это растиражированный советской властью портрет седого человека, каким его фотографировали в 50 лет. Я хочу показать Довженко красивым, харизматичным молодым человеком, который 30-летним приехал в Одессу и снял свои лучшие фильмы. Ведь в творчестве любого мастера самый интересный именно его ранний период, когда он из ничего становится всем!

По словам сценариста, съемки полнометражной ленты перенесли на следующий год (из-за нехватки средств и тяжелой ситуации в стране), однако документальную работу «Олександр Довженко. Одеський світанок» он уже презентовал. «Нашей задачей было отточить на фильме «Одеський світанок» мастерство съемочной группы. Во-первых, поработать с прекрасным актером Сергеем Бабкиным, который играет Довженко, и окончательно утвердить его на роль. Во-вторых, поработать с оператором, художником, композитором на небольшом проекте, чтобы создать хороший большой фильм».

Почему Довженко засчитывают к поколению Расстрелянного возрождения? Один из фактов его биографии: в 1919 году он был арестован волынской ЧК. «Довженко постоянно пытались держать под колпаком советские спецслужбы. Всю его жизнь. Даже когда он уже был перезаслуженный и неоднократно награжден в Москве», — напоминает К.Коновалов.

В рамках кинонедели также покажут восемь лент 1925—1937 гг., над созданием которых работали представители Расстрелянного возрождения. Это «Звенигора» (сценарист Майк Йогансен), «Алім» (сценарий Мыколы Бажана), «Тарас Шевченко» (сценарист Дмитрий Бузько), «Два дні» (оператор Данило Демуцкий), «Курник» (сценарий Вадима Охрименко), «Хліб» (сценарист Владимир Ярошенко), «Перекоп» (актеры Степан Шагайда и Оксана Пидлисная) и «Аероград» (актер Степан Шагайда).

Впрочем, показ фильмов — это только треть программы форума, рассказывают в Госкино, которое является одним из организаторов мероприятия. За неделю будет проведен ряд лекций, мастер-классов и дискуссий. В частности, лекция о ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), организации, которая в 1920—1930-х выпускала одни из самых популярных фильмов тогдашней Европы. Также будут проведены дискуссии, как снимать сказки и как экранизировать произведения украинских писателей, ведь существует масса фантастических, детективных, исторических романов, которые просятся на экран, однако из-за недостаточной заинтересованности телеканалов и недофинансирования они не могут быть экранизированы. Одна из лекций будет посвящена сценарному фонду «Коронации слова». Из сотен сценариев, выдвинутых на эту премию за 15 лет ее существования, было экранизировано только несколько. Причина — опять же нежелание телеканалов, заявляют в Госкино. «Рано или поздно им придется обращаться к нашим сценаристам, иначе, учитывая недавно принятый закон, который запрещает российские сериалы, у них будет дырявый эфир», — говорит Ярослав ПИДГОРА-ГВЯЗДОВСКИЙ, пресс-атташе Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Все мероприятия будут проходить в столичном комплексе «Gulliver» до 3 июня.

Юлия ПРЯДКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ