Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Воспоминания о гении

Сестра Андрея Тарковского рассказала об украинских корнях их рода
25 декабря, 1996 - 21:47
МАРИНА ТАРКОВСКАЯ / ФОТО С САЙТА PRAVDA.COM.UA

Андрей и Марина Тарковские происходят из семьи литераторов: известного поэта и переводчика Арсения Тарковского и малоизвестной писательницы Марии Вишняковой. Арсений Александрович ушел из семьи, когда сыну было три, а дочери — один год. Однако дети всю жизнь ощущали духовное родство с отцом. Стихотворения Тарковского в авторском исполнении прозвучали в фильме Андрея Арсеньевича «Зеркало». В настоящее время наследием Арсения Александровича и Андрея Арсеньевича занимается филолог и писательница Марина Тарковская, которая издала несколько книг воспоминаний о своих выдающихся родственниках. Старший сын режиссера — Арсений — стал врачом и почти не интересуется наследием отца, а вот младший — Андрей — возглавляет международный институт им. Андрея Тарковского. Киевская встреча с Мариной Арсеньевной и ее мужем Александром Гордоном (кинорежиссером и сценаристом) состоялась в помещении культурно-образовательного центра «Мастер Класс», пишет pravda.com.ua. Пожилые супруги охотно отвечали на вопросы зрителей и не боялись вспоминать об очень личных и зачастую неприятных подробностях из жизни собственной семьи.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕМЬИ ТАРКОВСКИХ

— Наша семья тесно связана с Украиной. Тарковские происходят из Польши, из города Люблина, — рассказала М. ТАРКОВСКАЯ. — Во времена Петра I они очутились на Волыни и постепенно продвигались оттуда в Житомирскую губернию. В Житомире сохранился архив Тарковских, со всеми перипетиями получения русского дворянства, которого они добивались 50 лет. У Тарковских были земли в районе Овруча и Припяти, но без крепостных.

Позже род Тарковских очутился в Елисаветграде — городе, который брат Достоевского назвал «маленьким Парижем». Там зародился украинский национальный театр. Родственниками отца были братья Тобилевичи. А с Марией Заньковецкой нашего дедушку связывали теплые, почти любовные отношения. Существует легенда о дагестанском происхождении рода Тарковских, но это только игра отца, и в определенном роде — мистификация. Когда-то, среди советских писателей, отец очутился в Дагестане, и когда назвали его фамилию, из толпы вышел седой старик, почтенный аксакал, и сказал: «Ты наш князь». Он хотел поцеловать папе руку, но поскольку это был какой-то 1937—1938 г., то отцу стало не по себе, и он сказал, что никогда не имел княжеского титула.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С БРАТОМ И ОТЦОМ

— Кинолента «Зеркало» занимает особое место в творчестве Тарковского. В ней он рассказывает о себе. О том, как он искупает вину перед своими близкими. Ведь он оставил свою первую семью и впоследствии испытывал чувство вины и перед ней, и перед отцом и матерью. Фильм стал называться «Зеркалом», потому что Андрей понимал, что он повторил судьбу его отца, который расстался с нашей матерью.

У меня самой было ощущение огромной вины перед Андреем. Я очень принципиальна и не прощаю некоторых вещей. Андрей ушел из семьи и оставил мальчика, Арсения. Тогда я очень страдала, ведь он был мне как сын. Я не могла простить это очень долго, и когда Андрей настаивал, чтоб я побывала в его доме, увидела его нового ребенка, и эту жену... А теперь, с течением времени, понимаю, что это сведение счетов было чрезвычайно неразумным и ненужным. Как-то папа сказал: «У Андрея может быть сколько угодно жен, а брат у тебя — один». Эти слова отца заставили меня смотреть на ситуацию более трезво. После смерти отца я начала заниматься его наследием. И тогда, углубившись в его творчество, я поняла, что это был величайший поэт. Литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что бывают поэты яркие, которые загораются, словно фейерверк, и гаснут, а Тарковский останется на многие-многие годы.

ТАРКОВСКИЙ И ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА

— На первом большом фильме («Иваново детство») Тарковский зависел от оператора Вадима Юсова. Андрей понял, что для того, чтобы найти общий язык с Юсовым, нужно засыпать его деловыми предложениями. Юсов находил для фильмов собственные решения, но идеи подсказывал Тарковский.

На съемках «Сталкера» была очень сложная ситуация. Тарковский и его оператор Георгий Рерберг работали еще над «Зеркалом», и эта работа была очень согласованной. Известно, что «Сталкеров» было, фактически, два, ведь вся натурная съемка под Таллинном пошла в брак из-за просроченной пленки. На «Мосфильме» думали, что «так и нужно», а ответственность на себя так никто и не взял. Отношения между Рербергом и Тарковским на то время были очень напряженными. Когда обнаружили брак, Рерберг покинул съемки, а у Андрея Арсениевича случился инфаркт — было потеряно дело нескольких лет его жизни. Все денежные средства закончились. Среднее звено Госкино пошло навстречу Тарковскому, и предложило сделать двухсерийный фильм и выдать деньги на вторую часть. Ленту снял замечательный оператор Александр Княжинский. Далее Тарковский сам сел за камеру: он строил мизансцены, указывал оператору изменение освещения, определял перемещение актера в кадре. И вот, когда все было решено точно, безо всяких импровизаций, тогда он усаживал оператора за камеру, и тот видел, что ему нужно делать. Так он работал и в «Ностальгии», и в «Жертвоприношении». Так что оператор Свен Ньюквист на него обижался, но потом понял его позицию.

У Андрея были собственные требования к актерам. Для него актер был личностью, которая выражала идеи режиссера, воплощенные в сценарии. Поэтому актер должен был только выполнять приказы постановщика, чтобы погрузиться в тот мир, который был нужен Тарковскому. Это было нелегко. Помните роль скомороха в фильме «Андрей Рублев», которую сыграл Роллан Быков? Андрея раздражала его актерская энергия, потому что Быков все время что-то предлагал.

Идеальным актером для Тарковского был Анатолий Солоницын (исполнитель роли Рублева). Кстати, режиссер очень любил Николая Гринько и считал его чрезвычайно хорошим, чувствительным человеком и прекрасным актером. Он напоминал Тарковскому отца. В фильме «Иваново детство» Гринько сыграл роль полковника Грязнова, который по-отечески относится к мальчику.

ТАРКОВСКИЙ И КОЛЛЕГИ ПО ЦЕХУ

— Андрей очень хорошо отзывался о Михаиле Ромме — и как о своем учителе, и как о человеке большого гражданского мужества, принципиальности, честности. Тем не менее, по окончании ВГИКа у них не было тесной дружбы. А среди мировых режиссеров можно говорить лишь о тех, кто был интересен его поколению: Робер Брессон, Акира Куросава, Микеланджело Антониони. Ему нравились немногие режиссеры, потому что он сам принадлежал к этой категории «немногих». Например, съемки «Жертвоприношения» проходили на острове Готланд, недалеко от дома Бергмана. Его друг, Эрланд Юзефсон, который снимался у Тарковского, часто предлагал Бергману пригласить того в гости, но тот отказался, потому что не представлял, как они вместе будут сидеть на диване. Кстати, когда в Стокгольме состоялся показ фильма о съемках картины «Фанни и Александр» Бергмана, в зал вошел Тарковский. Знаменитый скандинавец развернулся и ушел, потому что не хотел знакомиться с Андреем, которого считал гениальным. Для него Тарковский был непостижимым режиссером.

Анна КУПИНСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ