К 75-летию известного хореографа Анатолия Шекеры коллектив театра представил на суд зрителей премьеру. Знаменитый балет «Легенда о любви» на музыку азербайджанского композитора Арифа Меликова, в основу которого положена персидская притча, пересказанная турецким писателем Назимом Хикметом, восстановила вдова Анатолия Федоровича, педагог-репетитор Элеонора Стебляк (дирижер — Алексей Баклан, художник — Тадей Рындзак, костюмы Оксаны Зинченко). Главные партии исполнили два состава артистов. 14 мая на сцене выступили лауреаты Премии им. А. Ф. Шекеры: Елена Филипьева (Махменэ-бану), Татьяна Голякова (Ширин), Максим Чепик (Ферхад), Игорь Булычов (Визирь), а 18 мая свой профессионализм и мастерство продемонстрировала молодежь театра — Татьяна Лёзова, Ольга Голица, Виктор Щербаков и др. танцовщики. Этот спектакль можно назвать экзаменом для артистов, т.к. в нем им нужно продемонстрировать свой драматический дар и виртуозную технику.
В «Легенде о любви» тесно переплелась монументальность постановки и занимательная интрига сюжета. В драматургии балета есть любовный треугольник, мистика, погоня и подвиг — желание добыть воду людям. Танцы витиеваты и сложны: изломанные линии, замысловатые прыжки и поддержки, а все вместе можно сравнить с арабской вязью, сошедшей со старинного фолианта...
Напомним, что Анатолий Шекера привнес на киевскую сцену новую хореографию, создав ее танцевально-смысловой эквивалент — когда музыкальная партитура передается через танцевальную лексику. В «Легенде о любви» хореограф объединил героический и романтический балет. Кстати, именно этой постановкой, созданной в далеком 1967 году, Анатолий Федорович дебютировал на столичной сцене как хореограф. За свою яркую творческую жизнь он создал спектакли большого стиля, балеты, которые по своему масштабу можно сравнивать со спектаклями Юрия Григоровича. Именно эти два хореографа бывшего СССР — основатели балетных стилей в Украине и России. Их постановки роднит размах, величие и грандиозность. В Киеве Шекера воспитал четыре поколения артистов балета! В его балетах танцевали Елена Потапова, Валентина Калиновская, Татьяна Таякина, Валерий Ковтун, Ираида Лукашова, Валерий Пасегов, Элеонора Стебляк, Раиса Хилько, Людмила Сморгачова, Николай Прядченко, Елена Филипьева и другие прекрасные артисты. Благодаря шекеровским постановкам артисты показали совершенно новые грани своего таланта. Например, Калиновская станцевала свою лучшую партию — Махменэ-бану в «Легенде о любви». Шедеврами современной хореографии являются «Спартак» и «Ромео и Джульетта», «Болеро» — образец музыкальности, симфонизма, понимания природы танца, а балет-сказка «Коппелия», в основе которого положена новелла Гофмана «Человек из песка», стал последней работой Анатолия Федоровича. Спектакль пробуждает мечту об идеале: кукла, сколько ее ни оживляй, не может стать человеком, но любовь способна творить чудеса...
Нужно отметить, что благодаря подвижничеству Элеоноры Стебляк балеты Шекеры живут на киевской сцене. Она не только бережет наследие своего супруга, но и воспитывает новую смену танцовщиков Национальной оперы. Ведь спектакли Шекеры — настоящее сокровище, а сам балетмейстер входит в пятерку лучших хореографов ХХ столетия. Но безоблачным путь Анатолия Федоровича нельзя назвать. Да, были успех, слава, почет, но также и масса неприятных периодов. Так, в советское время ему «выкручивали руки», называя националистом, а с приходом перестройки наступило безденежье, когда на новые постановки в театре не выделялось ни копейки. Впрочем, несмотря на все трудности, именно с именем Анатолия Шекеры связано становление украинской хореографической школы и ее выход на международную арену. За свои 64 года жизни он поставил более 40-ка балетов. Критики называли хореографа монументалистом за точность и образность лепки в пластике, раскрытие драматургии произведений, оригинальную танцевальную трактовку. Благодаря Анатолию Федоровичу была создана сильная балетная труппа Национальной оперы (много лет он был главным балетмейстером театра). Его балеты украшают афиши многих стран мира, в частности Хорватии, Турции, Македонии. Над шекеровскими постановками не властно время. Это был неординарный человек и великий балетмейстер, о котором вспоминают его коллеги и друзья.
—В середине 1960-х Шекера приехал в Киев из Львова по приглашению Вронского на должность второго балетмейстера, — рассказала «Дню» Валентина КАЛИНОВСКАЯ, заместитель заведующего балетной труппы Национальной оперы (эта экс-балерина была первой исполнительницей партии Махменэ-бану в «Легенде о любви»). — Вначале мне он показался стеснительным, застенчивым и замкнутым человеком, но первое впечатление оказалось ошибочным. Просто Анатолий Федорович присматривался к нашему коллективу. Его вариант постановки «Легенды о любви», когда классика соединилась с современной хореографией, стал для нас откровением. Шекера вдохновенно, заразительно работал! Придумывал необычные па, положения, выстраивая каждую роль, находя и раскрывая в нас актерский потенциал, о существовании которого мы сами не догадывались. Анатолий Федорович умел слушать, но также и настоять на своем, если считал себя правым, и от этого спектакль только становился лучше. Даже обращаясь к произведениям, поставленным ранее, он находил неожиданные решения, разные краски и оттенки.
— Он тонко чувствовал музыку, и поэтому шекеровские балеты были высокими драматическими спектаклями, — подчеркнул композитор Евгений СТАНКОВИЧ. — Судьба подарила мне возможность не только близко знать Анатолия Федоровича, но и работать вместе с ним. На мою музыку он поставил в Киеве балеты «Ольга», «Прометей», «Цвет папоротника», а в Скопье (Македония) — «Распутина»... Не все безоблачно было в творческой судьбе балетмейстера. Так, после «Прометея» нам приклеили ярлык «националистов»... Он тяжело переживал закрытие спектакля по Гоголю, который создавал вместе с ансамблем им. Г. Веревки на мою музыку. Шекеру травили тогдашние чиновники от культуры, и вакханалия закончилась только с перестройкой... Анатолий Федорович был очень светлым человеком и мастером балета от Бога. Сегодня нам очень не хватает таких личностей!
— Мне запомнились репетиции, когда спектакли только зарождались, — рассказала прима-балерина Национальной оперы Елена ФИЛИПЬЕВА. — Они всегда проходили интересно и в очень доброжелательной атмосфере, хотя Анатолия Федоровича нельзя было назвать добреньким в работе, он треб овал от нас жесткого выполнения своих хореографических задумок. Если что-то не получалось, то мог сам показать, как нужно исполнить то или иное па, поддержку, как руками, ногами или взглядом предать штрих роли, чтобы полнее раскрыть образ. Шекера обладал тонким чувством юмора и шуткой мог в одно мгновение снять напряжение в коллективе. Я танцевала во многих его спектаклях. Например, в 1992 году, когда он сделал вторую редакцию «Легенды о любви» — балет, сложный в эмоциональном и техническом плане. Три акта танцевать довольно непросто. По сюжету моя героиня Махменэ-бану отдает свою красоту, в обмен на здоровье сестры Ширин, чтобы вырвать ее из смертельных оков, и большую часть балета я исполняю с закрытым лицом. Поэтому нужно руками и пластикой ног и тела передать образ героини. Здесь нужны очень точные и выразительные движения, позы. На полутонах в этом спектакле ты не пройдешь, следует выложиться на все сто процентов! Этот балет можно назвать мастер-классом для артистов, в котором проявляется твой драматический дар и танцевальный потенциал. Когда Элеонора Михайловна Стебляк начала репетиции по возрождению «Легенды...», то в труппе сразу оживились, загорелись работать. Я с удивлением обнаружила, что многое из шекеровских прежних уроков помню, и даже помогала своим коллегам, которые впервые прикоснулись к его хореографии. Есть в балетах Анатолия Федоровича некий магнетизм, который привлекает тех, кто выступает на сцене, а также зрителей. Судя по восторженной реакции публики, «Легенда о любви» надолго пропишется в афише нашего театра.