Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Войны, вирус и призы

3 сентября на Венецианском кинофестивале состоится мировая премьера украинского фильма «Плохие дороги»
2 сентября, 2020 - 19:55
ФОТО REUTERS

77-й Венецианский фестиваль (или Мостра, как его называют в Италии) начался сегодня в ранее оговоренный срок и продлится 10 дней. Как сообщил художественный руководитель Мостры Альберто Барбера, санитарные требования, связанные с пандемией COVID-19, будут тщательно соблюдены.  Общее количество фильмов сокращено, при этом обычный объем основных программ — главного конкурса и параллельного соревнования «Горизонты» сохранен (18 и 19 фильмов соответственно).

Чтобы соответствовать требованиям социальной дистанции, фестиваль также значительно сократил число гостей, зрителей, аккредитованной прессы и открыл дополнительные площадки на открытом воздухе: в садах Джардини — обычном месте проведения Венецианской биеннале, — и на острове Лидо на месте зимнего катка.

Международное жюри возглавила австралийская актриса и продюсер Кейт Бланшетт. К ней присоединились режиссеры Вероника ФРАНЦ (Австрия) и Джоанна Хогг (Великобритания), режиссеры Кристиан Петцольд (Германия) и Кристи Пую (Румыния), итальянский писатель Никола ЛАДЖИОЛА, французская актриса Людивин Санье.

ВЕНЕЦИЯ ГОТОВИТСЯ ПРИНЯТЬ У СЕБЯ ПЕРВЫЙ В МИРЕ КИНОФЕСТИВАЛЬ ПОСЛЕ ВСПЫШКИ КОРОНАВИРУСА / ФОТО РЕЙТЕР

Ниже — о самых интересных, по нашему мнению, фильмах фестиваля.

1 «Плохие дороги» (Наталья Ворожбит, Украина, Международная неделя кинокритики)

Конечно, за этой премьерой, которая состоится сегодня, украинское киносообщество будет следить внимательнее всего.

Наталья Ворожбит (1975, Киев) — опытный драматург и сценаристка (в частности, писала сценарии к «Киборгам» и «Дикому полю»), однако место за камерой заняла впервые в жизни, поэтому «Плохие дороги», снятые по одноименной собственной пьесе  — не только режиссерский, но и кинематографический дебют.

Это несколько новелл, объединенных темами войны и дорог, плохих не только дорожным покрытием, но и событиями, которые происходят на них или на их обочинах. Несколько подруг, щелкая семечки на автобусной остановке в городке в «серой зоне», спорят о связях с украинскими военными и последствия этих отношений;  потом одна из них ссорится с «ватной» бабушкой, но вынуждена помириться, потому что начинается обстрел. На блокпосту останавливают нетрезвого директора школы, который уверен, что военные прячут у себя одну из школьниц, и хочет ее вернуть в семью.  Озверевший боевик затягивает в подвал украинскую журналистку с намерением изнасиловать, но совершенно ошарашен ее признаниями в любви. Городская пани пытается компенсировать селянам стоимость курицы, которую она случайно сбила машиной, но становится объектом агрессивного вымогательства — по сути, грабежа.  Ворожбит препарирует большие и малые травмы украинцев и украинок тонко, безжалостно и удивительно мастерски.

«ПЛОХИЕ ДОРОГИ» — РЕЖИССЕРСКИЙ ДЕБЮТ НАТАЛЬИ ВОРОЖБИТ, ЭКРАНИЗАЦИЯ ЕЕ ОДНОИМЕННОЙ ПЬЕСЫ, ДЕЙСТВИЕ КОТОРОЙ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ (ДРАМУ ПОСВЯЩЕНО ВОЕННЫМ И ГРАЖДАНСКИМ ДОНБАССА) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

Международная неделя кинокритики — параллельная секция Венецианского фестиваля, организованная Союзом итальянских кинокритиков (SNCCI). Программа включает в себя семь конкурсных дебютных фильмов и два внеконкурсных мероприятия. Именно здесь свои первые фильмы представляли такие известные авторы, как Кевин Рейнольдс, Майк Ли, Оливье Ассаяс, Педру КОШТА.

Отдельное жюри присуждает Гран-при Недели кинокритики и приз за лучшую режиссуру;  также фильмы этой секции имеют шанс получить спецприз для дебютов — «Льва будущего», которым награждает главное жюри фестиваля.

Стоит отметить, что украинский фильм участвует в Мостре второй год подряд: в прошлом году «Атлантида» Валентина Васяновича получила Гран-при в «Горизонтах».

2 «Новый порядок» (Мишель ФРАНКО, Мексика—Франция Главный конкурс)

Мишель Франко — мексиканский режиссер и продюсер.  Его фильм «После Люсии» получил приз в секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля в 2012 г., «Хроника» (2015) отмечена там же в основном конкурсе за лучший сценарий, а «Апрельская дочка» (2017) награждена призом жюри «Особого взгляда».

«Новый порядок» — триллер-антиутопия, который начинается вполне безоблачно — роскошной свадьбой богачей. Однако празднование прерывается грубейшим образом, поскольку в стране начинается классовая война, перерастающая в кровавый переворот. События показаны глазами невесты, которая сочувствует народу, и слуг, одни из которых остаются верными ее семье, а другие, наоборот, оборачиваются против панов. Фильм, пронизанный нарастающим напряжением, отслеживает крах одной политической системы и ее замену еще более худшим укладом.

Как заметил режиссер, «Новый порядок» — это антиутопический взгляд на Мексику, но он лишь немного отличается от реальности. «Это не первый случай, когда наша страна и мир сталкиваются с подобным сценарием, и коррумпированные правительства исторически отвечали на все протесты диктаторским насилием».

3 «Ноктюрн» (Джанфранко РОЗИ, Италия—Франция—Германия, основной конкурс)

Итало-американский документалист Джанфранко Рози — самый титулованный участник конкурса.  Его «Священная римская кольцевая» получила «Золотого льва» на 70 Венецианском фестивале, «Море в огне» (2016) — «Золотого медведя» в Берлине. Рози — единственный документалист, который получил две высшие награды на трех крупнейших фестивалях (Венеция, Берлин и Канны).

Рози снимал «Ноктюрн» более 3 лет на территориях между Ираком, Курдистаном, Сирией и Ливаном. Это рассказ о повседневной жизни в условиях бесконечных гражданских войн, сильных диктатур, апокалиптического кошмара ИДИЛ и иностранных вторжений. Режиссура Рози придает единства совершенно разным историям вне географических границ. На переднем плане у него — человечество, каждый старается проснуться от «ноктюрна», темной ночи, которая кажется бесконечной.  Рози отметил: «Я хотел рассказать о повседневной жизни тех, кто живет на границе, отделяющей жизнь от ада».

4 «Части женщины» (Корнель Мундруцо, Канада-Венгрия, основной конкурс)

Венгерский режиссер Корнель Мундруцо прославился в 2014-м, когда его драма «Белый бог» о восстании бездомных собак получила приз «Особого взгляда» в Каннах.

Главные герои «Частей женщины» — Марта (Ванесса Кирби) и Шон (Шайа ЛаБаф) — супруги, которые теряют ребенка во время домашних родов. Для Марты это дает начало длительному периоду испытаний: она должна справиться со своим горем, выжить в непростых отношениях с мужем и с властной матерью;  ко всему прочему ей придется столкнуться в суде с обвиняемой в преступной халатности, гонимой акушеркой.  «Части женщины» — эмоциональная история, построенная на полутонах, которая, тем не менее, имеет полное право называться трагедией в классическом смысле слова.

Для режиссера этот сюжет глубоко интимный: «Мы с женой хотели поделиться с аудиторией одним из самых личных переживаний — рассказом о нерожденном ребенке, с верой в то, что искусство может быть лучшим лекарством от боли. В «Частях женщины» мы стремились создать настоящую историю о трагедии и научиться жить вместе с этим горем. Утрата выходит за пределы понимания или контроля для всех нас, но дает возможность переродиться».

5 «Лахи, Хайоп» («Род Панив», режиссер Лав ДИАС, Филиппины, конкурс «Горизонты»)

Бывший киновед Лавренте «Лав» Индико Диас известный как режиссер, снял несколько длинных повествовательных фильмов в истории. Например, его «Колыбельная скорбной тайны» (2016), награжденная в Берлине призом Альфреда Бауэра, имеет продолжительность 8 часов. Впрочем, несмотря на рекордный хронометраж, в историях Диаса нет ничего лишнего; веские призы тому подтверждением. В той же Венеции он получил «Золотого льва» за «Ушедшую женщину» (2016), а «Из того, что было до» награжден «Золотым леопардом» в Локарно в 2014-м.

В комментарии к новому фильму Лав Диас отметил: «Несмотря на то, что мы являемся наиболее развитым видом, большинство из нас по-прежнему сохраняет манеры и поведение шимпанзе, рода Пан, части Hominidae, большого семейства приматов.  Итак, по своей природе мы жестокие, агрессивные, навязчивые, трансгрессивные, завистливые, территориальные, нарциссические и эгоистичные, очень похожи на наших кузенов из рода Пан... Я всегда хотел снять фильм о животных;  но человек — как животные, честно действует как животное, ведет себя как животное всю свою жизнь».

Призеры Венецианского фестиваля станут известны 12 сентября.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ