Международный фестиваль классической музыки «Харьковские ассамблеи» отпраздновал свое 20-летие. Напомним, музыкальное событие, состоявшееся в Харькове в сентябре 1991 года, было началом традиционного фестиваля «Харьковские ассамблеи», сегодня хорошо известного за пределами нашей страны. Можно даже сказать, что харьковских музыкантов в мире узнают по принадлежности к этому творческому форуму, который 20 лет назад прошел под девизом «Дни Моцарта в Харькове» (Mozart-tage in Kharkov). Нынешний форум прошел под названием «Моцарт снова и навсегда».
Для организатора и идеолога фестиваля, ректора Харьковского университета искусств Татьяны Веркиной «Ассамблеи» были реализацией заветной мечты вернуть родному городу славу крупного культурного центра. Она считала необходимым возродить и укрепить традиции, связывающие с Харьковом музыкантов, получивших здесь образование, а впоследствии мировое признание. И, естественно, очень важно было создать музыкальный праздник, в котором «первую скрипку» играли бы харьковские исполнители.
Преисполненный лучезарного оптимизма Моцарт действительно помог организаторам «Харьковских ассамблей», которые с тех пор всегда выбирали для фестиваля героя или героев и соответствующий девиз. С другой точки зрения — в тревожном и политически шатком 1991-м фестиваль стал первым в Украине, а возможно, и бывшем СССР творческим форумом, ни в каком смысле не связанным с идеологией и требованиями власти. Хотя местная власть — не в последнюю очередь благодаря авторитету Т. Веркиной — во все времена всячески поощряла и поддерживала этот необычный замысел.
Поддерживали идею фестиваля и музыканты, воспитанники Харьковской музыкальной школы и Института искусств. Начали формироваться местные и интернациональные исполнительские ансамбли, известные музыканты и педагоги стали давать мастер-классы — еще один признак мирового опыта в подготовке и воспитании музыкантских кадров. Проходили художественные выставки, приближенные к тематике ассамблей, научные конференции, по результатам которых издавались сборники материалов, — теперь это стало традицией.
На «Ассамблеях — 2011» обсуждалась тема «Профессия музыкант в пространстве времени: историко-культурные метаморфозы», что как нельзя лучше соответствует творческому направлению фестиваля. Отдельная творческая встреча состоялась с бывшей харьковчанкой, ныне профессором Национальной музыкальной академии Украины Мариной Черкашиной-Губаренко. Представитель известной музыкально-театральной династии, она сегодня — один из наиболее авторитетных специалистов в области оперного искусства, человек универсального творческого характера. И к тому же — страстный пропагандист творчества замечательных композиторов Виталия Губаренко и Ирины Губаренко, которых, к сожалению, уже нет с нами.
Высокий рейтинг «Харьковских ассамблей — 2011» подтвердило заинтересованное участие таких известных музыкантов из Великобритании, как дирижеры Тимоти Рейниш, Рейчел Янг, вокалисты Джоан Роджерс и Даррен Джеффри, выдающийся пианист Грэхем Скотт. Парад дирижеров с Молодежным академическим симфоническим оркестром «Слобожанський» продолжили также Дмитрий Лисс из России и главный дирижер Афинского государственного оркестра Вирон Фидецис. Особенно характерны для «Ассамблей» совместные проекты исполнителей из Украины и Германии, Швейцарии, Испании, других европейских стран. Уже не вызывает удивления, когда в концертах музыкантов после российских и украинских фамилий объявляются зарубежные страны. Это стало приметой времени, которой можно одновременно радоваться и огорчаться... под музыку Моцарта.
Татьяна Веркина, чей энтузиазм не истощился за долгое время творческой и организационной работы, часто отмечает, что классическая музыка всегда помогала людям пережить затруднения, избавиться от будничных проблем и рутины. Но это вовсе не означает, что участники фестиваля стремятся уединиться в башне из слоновой кости. Наоборот, программы концертов «Харьковских ассамблей», кроме просветительских целей, демонстрируют демократичность и открытость. В том числе и относительно цены билетов.
Фестиваль не потерял свою публику — чувствительную и требовательную и в то же время одаренную пониманием истинных художественных ценностей. «Прихожанами в храме музыки» считают себя и сами музыканты, где бы они ни учились и где бы раньше ни выступали.