Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время контактов

В Могилеве прошел III Международный молодежный театральный форум, в котором принимали участие и украинские артисты
14 мая, 1996 - 19:24
ОДНИМ ИЗ СОБЫТИЙ ФОРУМА СТАЛ СПЕКТАКЛЬ «PRO ТУРАНДОТ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРА «ПРИЮТ КОМЕДИАНТОВ» / ФОТО ЕВГЕНИИ АЛЕФИРЕНКО

Репертуарная афиша нынешнего форума представляла 13 спектаклей, показанных коллективами из Польши, Литвы, Молдовы, Болгарии, Украины, России и Беларуси. Для участников форума — молодых актеров Могилевского театра, студентов Белорусской академии искусств — проводились мастер-классы по актерскому и режиссерскому мастерству, круглые столы по проблемам национальной драматургии, обсуждения просмотренных спектаклей и первых режиссерских опытов постановок начинающих мастеров. Возможность свободного отстаивания своих позиций, собственное выявление сценических пристрастий, приоритетов, их творческое видение и воплощение существенно обогащает творческое сознание молодых людей, делает их богаче и в интеллектуальном, и в творческом аспектах. Зрелым мастерам такое общение было тоже важно и интересно. Так что задача взаимного обогащения начинающих и уже сказавших свое слово в театре на «М@рт.Контакте» была главенствующей.

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

Эта «связка» поколений, проходящая красной нитью в образовательной части форума, нашла свое отражение и в программе спектаклей. Все фестивальные спектакли можно объединить темой «отцы и дети». И ключевым постулатом этой проблемы становится момент ответственности отцов за судьбу детей. И если в спектакле «Снегири» Н.Садур по роману В.Астафьева «Прокляты и убиты» Московского государственного театра наций ответственность «отца» народов глобальна и последствия ее страшны, то в спектакле «Божьи коровки возвращаются на землю» В. Сигарева Кишиневского молодежного драмтеатра «С улицы Роз» события сужены до размеров комнаты обычной хрущовки. Но непримиримость поколений тут «искрит» тысячами вольт в стиле натурализма новой современной драмы.

Известная вампиловская пьеса «Старший сын» в Минском современном художественном театре совершенно отходит от привычных стереотипов постановки такой драматургии, многим известной по кинофильму с участием Евгения Леонова. Кажущийся простым, но с огромным внутренним философским наполнением, текст Вампилова минчане во многом сократили, правда, купюры лишь обеднили ткань спектакля, «облегчив» его порою до невозможности. Каскад свисающих с колосников лампочек заполоняет всю сцену. Что это: поиск настоящего человека «днем с огнем»? Ау! Люди, где вы?

А они, собственно, везде, в каждом спектакле. Правда, только в монодействе Варшавского театра «Стара Прохоffня» — «Стратегия для двух окороков» Р. Касса действует ...откормленный боров, который, впрочем, произносит достаточно разумные, как для свиньи, мысли о смысле бытия. Но, конечно, свинский загон с запахом соломы, распространившийся по залу, — лишь метафора человеческого существования, заточения в клетку собственного жизненного уклада...

ПОИСК СВОЕГО «Я»

Глубинная философская сентенция: все люди — братья и ответственны друг за друга — просматривалась в пьесе современного белорусского драматурга Сергея Гиргеля «Столица Эраунд» в постановке Республиканского театра белорусской драматургии. В остановившемся вагоне метро (эффект замкнутого пространства) судьба сводит двух молодых людей, которые, разговорившись, неожиданно выясняют, что они родные братья. Но бытовизм темы режиссер отодвигает на второй план. Говоря простые вещи, молодые люди выходят на общечеловеческие обобщения. За реалистичностью ситуации скрывается ситуация из области театра абсурда. В человеке возможно двойное «я», поиск своей второй сущности в самом себе бесконечен, так что ответ на вопрос: «кто я?» всегда в фокусе внимания искусства, а для человечества он навсегда остается открытым.

Вечные проблемы одиночества человека, поиска того, кто смог бы тебя понять и оценить по достоинству, поднимались в болгарском спектакле «В четыре уха» П. Шеффера Габровского драмтеатра им. Рачо Стоянова, а известная литовская актриса из Вильнюсского национального драмтеатра Бирутэ Мар в спектакле «Любовник» М. Дюрас рассказала трепетную историю любви пятнадцатилетней француженки, шокирующе откровенно и раскрепощено.

Хозяева Форума показали свою новую работу — Пластический перфоманс по поеме национального классика Янки Купалы «Она и я». Спектакль яркой театральной формы представлял собой визуально- пластическую притчу о возникновении чувства любви, всеобъемлющего, космического. Через, якобы, конкретную историю отношений Ее и Его проглядывала история сотворения мира как такового, история белорусского народа. Традиции, обряды, основа живительных сил своего рода сопровождает человека от рождения до последнего часа. Вечно борется он с темными силами и вне, и внутри себя. Многофигурная композиция спектакля, пронизанного духом аутентики, народным колоритом, все время меняющейся визуальной картинкой, словно из осколков мозаики, составляет картину мира. В стремлении эмоционального осмысления литературы режиссер В.Куржалов переводит язык слова в язык сценических образов. Старинный ритуал, обряд находит на сцене свое театральное осмысление. Впечатление мощное, эстетически выразительное, ассоциативно насыщенное. Музыка, пластика, хореография... Молодые актеры демонстрируют способность убедительного выражения драматургической основы через движение. Поэтическое слово Янки Купалы не звучит в спектакле, но его звучание и вибрацию можно ощутить в убедительных, точно найденных образах. Метафора зарождения чувств мужчины и женщины воспринимается в символическом рождении и циклах жизни человека, и в вечной смене времен года, и в трагизме угадываемых моментов истории белорусского народа. Эмоциональный образ спектакля — возникающий абрис земли: для каждого, появляющегося на этой планете, он свой, особенный, вечный. Среди мириадов звезд несется во Вселенной наша древняя, прекрасная планета — и миллионы лет раньше, и сейчас, и потом предстоит человеку поднимать глаза к звездам в неудержимом стремлении постичь тайну бытия.

ПОБЕДИТЕЛИ

Творческое соревнование — суть любого театрального фестиваля. Было над чем трудиться международному жюри (председатель — доктор филологических наук, кандидат искусствоведения Татьяна Орлова) и на «М@рт.Контакте»-2008. Диплом за «Современное прочтение классической драматургии» получил спектакль «Последние» М. Горького Нижегородского ТЮЗа. История одной семьи, рассказанная когда-то писателем, звучит удивительно современно. Разобщенность семьи, непонимание отцов и детей, потребительское отношение, лицемерие и откровенная ненависть. Каждый живет своими проблемами и глух к ближнему, гнетущая обстановка, из которой нет выхода. Сценическое пространство решено аскетично: большой длинный стол из досок, несколько стульев, потолок «увешан» множеством электрических, светящихся на протяжении всего спектакля лампочек. Этот раздражающий эффект сродни ощущению, когда допрашиваемому светят в глаза яркой лампой. Режиссер В. Кокорин словно хочет встряхнуть зрителей и спросить: «Почему живем так?» Семья здесь как модель общества, утратившего ориентиры нравственности и морали. Персонажи одеты в своеобразную униформу — черные шинели, и этим еще больше подчеркивается вневременность событий и масштаб трагедии происходящего, не теряющего актуальности. Домашний стол, который обычно есть символом объединения семьи, здесь пуст и угловат. Герои обходят его, словно сторонятся, им не суждено вместе собраться за ним. И что особенно тревожно, что они не страшатся этого. Персонажи Горького, в которых легко угадываются черты «героев» нашего времени, продолжают оставаться эдакими «пустыми чемоданами», не наполненными ни чувствами, ни смыслом существования.

Украина была представлена спектаклем «Ромео и Джульетта» В.Шекспира Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Исполнительница центральной роли Ольга Лукьяненко получила диплом «Лучшая молодая актриса форума». Она поразила искренностью и свежестью трактовки знаменитого образа, давно ставшего эталоном актерской органики. «Несчастные влюбленные», по замыслу режиссера Алексея Лисовца, живут не во времена Шекспира, для режиссера не важно время и место, где судьба сводит Ромео и Джульетту — важна мысль о невозможности существования идеальной любви, о ее обреченности. Сыграть это актерам удается на самом высоком градусе чувств и мастерства.

Одним из событий форума стал спектакль «Pro Турандот» по К.Гоцци Санкт-Петербургского театра «Приют комедианта» в постановке Андрея Могучего. Спектакль имеет престижные награды — Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2004) и национальную театральную премию России «Золотая маска» (2005). Даже люди, далекие от театра, помнят давний спектакль «Принцесса Турандот», прочно прописавшийся на сцене Московского театра им. Е. Вахтангова. Но в питерском спектакле нет даже и тени намека на классическое прочтение сказки Гоцци. Он, я бы так определила образное ощущение от спектакля, как надгробье, поставленное над пьесой. У надгробья есть, так сказать, несколько функций: это и память, и дань уважения, и констатация величия тому, кому оно воздвигнуто, ностальгия за ушедшим, смирение с неизбежностью ухода, но вместе с тем оно и камень, все это придавивший. Все перечисленное есть в « Pro Турандот». Здесь так виртуозно, талантливо, гротесково намешано всего, что кажется, актеры «потонут» в хаосе ассоциаций, пародий и настоящего игрового балагана. Но четко прочерченная режиссерская мысль уверенно ведет их тропами импровизации, и перед зрителем предстает жизнь во всем ее многообразии. Сказка о жестокой принцессе, посылающей на смерть претендентов на свою руку только за то, что они не отгадывали трех загадок, «перекладывается» на язык современной жизни. Поток текста актерской импровизации напоминает поток ничего не значащей информации, льющейся на головы и забивающей мозги наших людей. И только изредка, как «маячок», остановка — умная мысль, заслуживающая внимания идея. Умопомрачительная театральная форма (недаром А. Могучий — создатель гремевшего когда- то Формального театра), бесчисленное количество визуальных и вербальных ребусов, буйство странного карнавала, в который превратилась, по мысли режиссера, наша жизнь — вот тот фон, где существуют и творят новую реальность персонажи осовремененного Гоцци. Зрителю только и остается, что успевать улавливать сквозь веселое ерничанье героев глубокий стих настоящего смысла. Высокий профессионализм актеров, идеальность подгонки и сосуществования всех составляющих этого яркого спектакля позволяет справиться с некоторым возникающим несогласием, касающимся чересчур ироничного взгляда создателя «Pro Турандот» на классическое литературное прошлое. Ну что ж, постоим в уважительном молчании у надгробья...

Гран-при «М@рт.Контакта» получил спектакль «Любовью не шутят» А.де Мюссе Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство» в постановке Г.Тростянецкого и Р.Ильина. Очередной вариант темы «отцы и дети». Известная пьеса Альфреда де Мюссе, представляющая направление его романтического театра, повествует о том, что в дом своего богатого отца Барона из Парижа возвращается Фердинанд. Он любит свою кузину Камиллу, которая тоже прибывает сюда из монастыря. Отец намерен их поженить, хотят этого и молодые люди, но придут к желаемому через серьезные испытания.

В своих произведениях Мюссе стремился театрализовать собственную жизнь. Следуя этому ощущению, делают на театрализации сюжета акцент и создатели спектакля. На сцене — просто какая-то восхитительная первородность театра. Белый фон декораций, одежд символизирует чистоту. В свободном сценическом пространстве, в белизне и легкости актеры существуют словно на пасторальной картинке, где главенствует идиллия гармонии отношений, согласия с природой. Актеры так достоверно существуют в этом пространстве, будто только сошли с этого нарисованного пейзажа. Все освящено присутствием любви. Она пронизывает все и всех, концентрация любви так плотна, что зрители прямо- таки ее зримо ощущают. Фантазия режиссеров фонтанирует смысловыми метафорами и визуальными придумками, игра с предметами дает полную иллюзию настоящей реки, лодки, цветов, бабочек, птичек. Все благоухает, буйно цветет, радуется жизни! И даже смерть выглядит театральной шуткой рядом с этим пиршеством чувств. В эйфории от увиденного хочется также самозабвенно радоваться всему многообразию жизни и без колебаний подписаться под восторженным восклицанием Фердинанда: «Я любил, предавал, меня предавали, любили, но я жил!..»

Диплом «За лучший молодежный спектакль» получила пластическая работа режиссера, хореографа, автора идеи Евгения Корняга «Не танцы» Театра-студии им. Е. Мировича Белорусской академии искусств. В этом пластическом спектакле звучат всего несколько нужных автору фраз, как отправная точка или связующий момент между сценическими эпизодами, воспринимаемыми отдельными мини-спектаклями. «Даже не пытайтесь связать увиденное в целое, у вас ничего не получится!» Но, даже следуя этой рекомендации, общее найти удастся. Все сцены- картины повествуют о многообразии проявлений жизни, о том, сколько всего намешано в сознании человека, как разны две планеты — мужчина и женщина. В миниатюрах с сюжетами, события которых читаются и реально, и в аллегорическом контексте, угадывается прошлое, его проекции на дни сегодняшние. Все подчинено одной идее — стремлению человека к свободе, сопротивлению насилию, физическому, духовному, нравственному. Назвав спектакль «Не танцы», режиссер объясняет свое желание показать возможности пластической мысли, не просто совершенную хореографическую подготовку артистов и обладание ими навыками модерного танца, но и умение через пластику выразить серьезную драматическую игру. Чрезвычайное эмоциональное воздействие достигается благодаря своеобразной музыкальной партитуре спектакля, выверенному композиционному построению фигур в черном пустом пространстве сцены, многообразию образных ассоциаций действа.

Лейтмотив спектакля «Не танцы» — повторяющаяся сцена стука всеми участниками в огромную закрытую дверь в глубине сцены. Такая метафора многозначительна. Стук громогласен и настойчив, в этом — максимализм молодости, желание достигать поставленных целей на своем пути, невзирая ни на какие замки.

Подумалось: символическая закрытая дверь, в которую стучат молодые, могла бы стать своеобразной эмблемой форума «М@рт.Контакт», который создан и существует для творческой молодежи. Пусть пока дверь закрыта, но уверенность этой смелой и талантливой молодежи настолько решительна, что можно быть спокойным — они обязательно откроют дверь в будущее искусство...

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ