Еще до начала настоящего бума образовательных проектов, рекламу которых ныне в нашей столице можно встретить на каждом шагу, Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества начал проект «Музыкальная классика». С 2011 г. здесь знакомят маленьких детей и их родителей с музыкально-театральной «кухней»: особенностями работы симфонического оркестра, балета и оперы, рассказывают их историю и позволяют заглянуть за кулисы спектаклей. Все это — в непринужденной, игровой форме, которая сопровождается активным общением артистов с публикой.
В этом году театр открыл сезон уже четвертым уроком — «Хоровой азбукой», спектаклем, который придумали и создали режиссер Лариса Леванова, либретист Павел Фондера, главный хормейстер Муниципальной оперы Анжела Масленникова и хористы. Последние, кстати, выступили не только в привычных для них амплуа «безымянных певцов», но и артистично сыграли несколько «сольных ролей»: Скрипичного ключа (Вячеслав Барановский), Басового ключа (Виталий Сиволап), Камертона (Александра Стахурская) и Атаманши (Олег Максименко). Веселые хоровые упражнения сопровождала на фортепиано концертмейстер Анна Шепеленко, а к финальному хоровому попурри из нескольких репертуарных спектаклей театра приобщился и симфонический оркестр под руководством дирижера Сергея Голубничего.
Если вы до сих пор не знаете, чем отличается звучание альтовой группы хора от теноровой, в чем отличие канона от фуги, и чем так привлекало композиторов многих веков роскошное антифонное пение — вам прямой путь в музыкальный театр, где все это можно будет не только услышать, но и запеть самому. Тому же, кто будет петь лучше всех, Анжела Масленникова даст просто на сцене самый первый урок хорового дирижирования.
Кто-то может подумать, ну зачем современному ребенку все эти «лишние» знания о театральном хоре, особенно если он не планирует во взрослой жизни стать профессиональным музыкантом? Однако если маленькие мальчик или девочка даже не запомнят загадочные слова «фуга» или «камертон», хоровой спектакль даст им настоящий урок человеческого сосуществования, который пригодится всегда и везде. Хор покажет им, что бывает, когда басы пытаются петь как сопрано, а сопрано — как басы. Что нарушения законов природы (здесь — попытка Скрипичного и Басового ключей поменяться местами) приводят к катастрофе, пусть и эстетической. В конечном итоге, что во многих спектаклях театральному хору придется делать то, чему вокалистов не учат в консерваториях: не только петь, но и... танцевать.
Хор — одна из многочисленных художественных моделей человеческого общества. Итак, можно с уверенностью утверждать, что чем раньше маленький зритель усвоит азы хорового пения, тем проще ему в будущем будет ориентироваться в сложных жизненных партитурах.