Этот вечер можно назвать возвращением из забвения — впервые в Украине прозвучат все флейтовые сонаты Георга Фридриха Генделя в исполнении известных музыкантов: Юрия Шутко (флейта) и Юрия Кота (фортепиано). Концерт в Национальной филармонии посвящается 260-летию со дня смерти классика немецкой и английской музыки периода барокко. Напомним, что вершиной творчества Генделя считаются его барокковые оперы и оратории, самой известной из которых является «Мессия» с популярной частью для хора и оркестра «Аллелуйя». Но композитор писал и камерную музыку для светских раутов и королевских приемов, которая с течением веков оказалась подзабытой.
Речь идет о флейтовых сонатах, созданных Генделем в молодые годы в Германии и во время зрелого периода творчества уже в Лондоне, где он обрел благосклонность британской королевы Анны Стюарт. Поэтому подготовил поздравительную оду в честь ее дня рождения, которая была исполнена 6 февраля 1713 года в Сент-Джеймсском дворце и очень понравилась королеве. Она выделила Георгу Фридриху Генделю пожизненную пенсию в 200 фунтов. После смерти Анны Стюарт его поддерживали ее преемники.
Флейтовые сонаты Генделя впервые издали в 1730 году в Амстердаме. Вскоре появились их переложения для скрипки, гобоя и других инструментов для исполнения любителями в музыкальных салонах.
В камерной музыке маэстро чувствуется влияние произведений итальянского композитора Корелли, с которым тот дружил, когда находился в Венеции, Флоренции и других итальянских городах с целью усовершенствования композиторского мастерства написания опер. Так, тема Adagio соль-минорной генделевской сонаты для флейты похожа на знаменитую тему фолии Корелли.
Но это свидетельствует лишь о творческом усвоении Генделем интонационного строя произведений итальянского композитора. Ведь он имел собственный стиль письма камерной музыки. Для сонат Генделя не характерно сужение цикла до трех частей. В большинстве случаев они имеют четыре части, которые отличаются по характеру. К тому же сочетание полифонического изложения фактуры с гомофонно-гармоничным, вплетение пластически выразительных мелодий поразительно отличает его сонаты от аналогичного творчества других мастеров эпохи барокко. Он пророчил появление сонатных циклов венских классиков, в частности Л. Бетховена.
Интересно, что тема из Третьей сонаты Генделя, написанной в родительском доме в Галле, легла в основу второй части балета Игоря Стравинского «Пульчинелла». Его премьера состоялась в 1920 году.
Сегодня флейтовые сонаты Генделя отдельно играют как студенты-флейтисты, так и маститые исполнители. Хотя некоторые из них были найдены в немецких архивах только через 120 и 220 лет после смерти композитора. Идея исполнения полного цикла из 12 сонат Генделя принадлежит солисту Национальной филармонии Юрию Шутко, который единственный в Украине играет на золотой флейте!
— Целью было возродить в концертном исполнении с выдающимся пианистом современности, профессором Национальной музыкальной академии Украины Юрием Котом прекрасную музыку забытых произведений Георга Фридриха Генделя, ноты которых я разыскивал в течение всей жизни, — отметил Юрий ШУТКО.
Этот дуэт солистов давно любим украинскими меломанами, поскольку всегда радует слушателей новыми интересными по содержанию и непревзойденными по качеству исполнения концертами.