Если бы Национальный академический драматический театр им. И. Франко мечтал о триумфальных гастролях, то ему обязательно нужно было бы выбраться во Львов. В этом городе им восторженное восприятие гарантировано, независимо от репертуара и количества премьерных спектаклей. Просто театр оказался на территории, где его любят безгранично и считают своим. А как иначе? Ведь театр возглавляет львовянин Богдан Ступка (и никто никогда не согласится на уточнение — бывший). С гастрольными выступлениями театр не был во Львове восемь лет. Спектакли, представленные театром на Международном театральном фестивале «Золотий Лев», не давали полного представления о сегодняшнем творческом направлении театра. И вот — дождались: с 7 по 16 сентября франковцы гастролировали во Львове.
Первое, что поразило, — это разнообразие режиссерских имен, приглашенных Богданом Ступкой к сотрудничеству. Его интуиция и смелость, как художественного руководителя, поражают. Кажется, он не боится неудач и провалов, а просто доверяет людям, приходящим к нему с интересными творческими идеями. Он умеет заглянуть в будущее и трепетно хранить память о людях, создававших его как актера яркого и неповторимого. Поэтому логично, что гастроли во Львове начались с «Украденого щастя» Ивана Франко в постановке светлой памяти режиссера Сергея Данченко. Спектакль, берущий свои истоки во Львове, из заньковецкого спектакля, поставленного в конце 70-х годов прошлого века С. Данченко. И во львовском, и в киевском спектакле играет Богдан Ступка (Мыкола Задорожный). Сколько времени прошло, сколько постановок пересмотрено... Нынче Мыкола Ступки уже кажется не тем, но почему-то и спустя 30 лет сердце сжимается, когда он так гортанно-отчаянно, вытягивая буквы, выговаривает-выплакивает то единственное выстраданное слово: «А-н-н-о...» Спектакль «Украдене щастя» действительно знаковый и для франковцев, и для зрителей. А особенно во Львове, где, кажется, у большинства зрителей, переполнявших зрительный зал Театра им. М. Заньковецкой, были свои интимные воспоминания, связанные с этим спектаклем, и они не замечали тех огрехов, приобретенных со временем, которые бы обязательно заметил придирчивый критик. А во Львове началась декада театрального праздника, что не давало повода для злословий.
«Провокатор» Б. Ступка так сформировал гастрольную афишу, что сразу же за канонизированным «Украденим щастям» показывали постмодернистскую хореографическую драму «Соло- мія» — воплощение авторской идеи и режиссуры Александра Билозуба. Эта идея бесспорно имеет рациональное зерно: смешно было бы ставить оперу о жизни Соломии Крушельницкой, еще банальнее было бы ставить биографическую драму. Крушельницкая останется для нас загадкой навсегда, оперной дивой, поразившей мир и при этом оставшейся украинкой. Поэтому именно драматический балет: история поединка голоса и человека, искусства и банальности! История захватывающая и завораживающая. История, которой не нужны слова, потому их звучание врывается каким-то диссонансом в мир фантазии человеческой души. Двое актеров настолько совершенны в этой истории, что принудили зрителей в каждом следующем спектакле ожидать своего появления. Это — Александр Форманчук, исполнитель Голоса, юный адепт Театра им. И. Франко, и заслуженная артистка Украины Лариса Руснак — Нуся, сестра Соломии Крушельницкой. Об этих актерах стоит написать отдельно, потому что уже давно не приходилось видеть таких точных интерпретаторов режиссерской задумки. И это касается не только «Соло-меі», но и других постановок, представленных театром во Львове.
А далее — «Наталка Полтавка» Ивана Котляревского в постановке Александра Анурова. Спектакль-визитка — приглашение в мир украинского этноса. Кажется, все в этом спектакле совершенно, от волнующей декоративной сценографии Андрея Александровича-Дочевского, музыкальной аранжировки Олега Скрипки до актерских работ, создающие яркий неповторимый ансамбль. Татьяна Михина, Лариса Руснак, Петр Панчук — совершенное трио, относящееся с любовью и легкой иронией к своим персонажам. Настоящий праздник совершенной актерской формы. От массовки до каждого образа. Жалко, что границы статьи не дают возможности более обстоятельно рассказать о каждом актере. В конечном счете, остается только посоветовать: если вам хочется настоящей радости, то обязательно посмотрите «Наталку Полтавку» у франковцев. Очень жаль, что на камерной сцене Театра им. М. Заньковецкой так мало места. И если представление «Увертюра «До побачення» львовяне уже имели возможность увидеть на фестивале «Золотий Лев», то на спектакль «Каїн» Байрона в переводе Ивана Франко попали действительно счастливцы. Еще до сих пор на душе радостно, когда вспомню безупречный актерский дуэт Лариса Руснак и Петр Панчук — Ада и Каин, по-детски открытые на мир глаза и такая гуцульская праистория рождения греха! Режиссер Андрей Приходько идеален в своем восприятии вечной истории, но, к сожалению, взяв на себя два концептуальных образа — Ангела и Люцифера, — как актер проигрывает себе самому как режиссеру.
Безукоризненная режиссура ожидала зрителей в «Царе Эдипе» Софокла. Роберт Стуруа остался верен себе. Его роман с театром имени Ивана Франко настолько удачен, насколько украинские актеры его могли услышать и почувствовать. Гастроли завершились, воспоминания остались разные, надеемся — не в ожидании восьми лет.