В ноябре в столице Германии состоится событие, которое будет иметь важное значение не только для украинцев, но и вообще европейской культуры — концерт «Киев-Берлин. В защиту мира».
Чтобы понять масштаб действа, стоит подробнее рассказать о репертуаре концерта, месте его проведения и основных участниках.
ЖИВОЕ НАСЛЕДИЕ
В 1841 году выдающийся немецкий композитор-романтик Роберт Шуман — на тот момент 31-летний — после длительной борьбы с общественными и семейными предрассудками женился на любимой Кларе Вик, будущей выдающейся пианистке. Личное счастье вызвало творческий подъем: Шуман за год написал массу произведений, в том числе более 140 песен и две симфонии: си-бемоль мажор, которая сначала носила название «Весенняя», и ре минор, оp. 120 (известную также, поскольку была опубликована позже, как Четвертая). Впервые они прозвучали в исполнении Лейпцигского оркестра Гевандхауза. Иоганнес Брамс, друг Шумана и сам выдающийся композитор, так сказал о Симфонии ре минор: «Я считаю замечательным, что это волшебное произведение сразу было облачено в самый красивый и соответствующий ему наряд».
Впоследствии именно Четвертая с ее певучим началом, энергичной третьей частью, торжественным финалом и стремительной кодой стала самой популярной среди симфоний Шумана.
«Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор, оp. 80» (так произведение называется полностью) стоит особняком в наследии Бетховена. Произведение написано для предрождественского концерта-академии в 1808 году. Обычно такими концертами композиторы подводили итог целого года. Но автор считал Фантазию своим «opus perfectum et absolutum» — этим термином, который переводится как «совершенное и целостное произведение», определялись наработки, которые должны были обессмертить имя композитора.
Как отмечали музыковеды, по своему концептуальному замыслу оp. 80 похоже, скорее, на записанную импровизацию, чем на четко выстроенное произведение. Сначала — условный хаос, на смену которому приходит виртуозная сольная каденция, а в кульминации звучит хор, воспевающий Искусство. По этой причине Фантазию еще воспринимают как грандиозный эскиз вышеупомянутой Девятой симфонии.
Собственно, оба опуса, значимые как для немецкой, так и для мировой музыки, прозвучат в ноябре в легендарном большом зале Берлинской филармонии.
МЕСТО
Первая филармония в Берлине была основана в 1888 году в помещении бывшего катка для катания на роликах. 29 января 1944 года здание разрушило прямое попадание авиационной бомбы: налет авиации союзников продолжался с полуночи до 6 утра. В августе 1956 года архитектор Ганс Бернард Шарун выиграл «конкурс на строительство концертного зала с прилегающими помещениями для Берлинского филармонического оркестра». Предложенный Шаруном проект вызвал оживленные дискуссии. С помощью как можно большей модели (в масштабе 1: 9) специалисты проверили распределение звука в зале и время, которое будет тратиться на звук. Строительство началось 16 сентября 1960 года. Церемония празднования завершения каркаса здания прошла 1 декабря 1961 года; незадолго до того, в августе, СССР завершил совершенно иное сооружение — Берлинскую стену, проходившую буквально в нескольких сотнях метров от Филармонии. Открытие состоялось 15 октября 1963 года: великий немецкий дирижер Герберт фон Караян дирижировал Девятой симфонией Бетховена.
Так как Филармония оказалась в пограничной зоне, она много лет находилась в неразвитом, запущенном окружении, фактически на огромном пустыре. Все изменилось после падения Стены: теперь этот район, с нововозведенными комплексами Постдамер-плац и Александер-плац, является визитной карточкой Берлина.
Дом еще издалека привлекает внимание асимметричной формой и золотистым цветом. Внешне Филармония несколько напоминает цирк-шапито, и берлинцы даже дали ей прозвище «Цирк Караяна». Еще более необычным является Большой зал — самый большой такого типа в Германии. Он рассчитан на 2440 мест, его длина составляет 60 м, ширина — 55 м, высота с подиумом — 21 м. Он имеет пятиконечную форму, причем сцена перенесена в центр зала, и оркестр сидит, как на арене, окруженный публикой, размещающейся на разноуровневых ложах-террасах. Для своего времени это стало по-настоящему революционным решением, позже наследуемым архитекторами по всему миру. Нужная акустика создана за счет особой конструкции стен и мягкой обивки потолка. И интерьер, и здание опережали свое время. Здесь выступали выдающиеся дирижеры, оркестры и солисты мира. Поэтому трудно переоценить значение факта, что проект «Киев-Берлин. В защиту мира «будет осуществляться именно в этих стенах.
УКРАИНА
Среди исполнителей произведений, которые прозвучат в этот вечер, — Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко, камерный хор Ave под руководством Оксаны НИКИТЮК (солисты — Сусанна ЧАХОЯН, Роман Мелиш, Оксана НИКИТЮК), пианист Роман ЛОПАТИНСКИЙ. Татьяна ШВЕД-БЕСКОРОВАЙНАЯ и Дарья СИПИГИНА — соответственно, координатор и проджект-менеджер проекта, осуществленного при поддержке Украинского культурного фонда.
Национальный симфонический оркестр — один из древнейших и лучших оркестровых коллективов Украины. Он является регулярным и почетным гостем ведущих европейских международных фестивалей, в разные времена с оркестром выступали такие ведущие мировые дирижеры, как А. Гаук, К. Иванов, М. Аносов, К. Элиасберг, Е. Мравинский, Е. Светланов, К. Кондрашин Г. Рождественский, Ю. Темирканов, а в концертных программах участвовали прославленные музыканты XX в. — С. Рихтер, Э. Гилельс, Г. Нейгауз, Л. Оборин, А. Рубинштейн, В. Клиберн, В. Крайнев, М. Плетнев, Д. Ойстрах, И. Стерн, И. Менухин, С. Ростропович, И. Козловский, Х. Карерас, М. Кабалье, Г. Черни-Стефанская.
Роман Лопатинский (29 июня 1993, Киев) — украинский пианист, лауреат десятков национальных и международных конкурсов. В 2009 году, в возрасте 16 лет, был зачислен в Международную пианистическую Академию в городе Имола (Италия). Выступал с концертами в Польше, Израиле, Италии, Лихтенштейне, Швейцарии, Германии, Франции, Японии. Выступал с филармоническим оркестром Днепра, Львова, Киева. Имеет фондовые записи на украинском и немецком радио.
Программа обоих отделений концерта составлена автором двух произведений, которые в нем будут звучать — украинским композитором, лауреатом Национальной премии имени Шевченко Викторией Полевой. Берлинская публика впервые услышит трехчастную «Оду к радости» (Ode an die Freude) солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра, составленную в 2009 году на стихи Фридриха Шиллера к 20-летию падения Стены; также состоится мировая премьера произведения, написанного Викторией специально к выступлению в Берлине. Драматургическая идея «Оды к радости», по словам композитора, является эквивалентом литургического молитвенного ритуала. Автор отметила: «Я считаю, что литургическая идея единения человечества, заключенная в тексте «Оды к радости» Шиллера, превосходит идею любого музыкального произведения. Метафорический образ строительства и разрушения Вавилонской башни, выраженный в первых двух главах, превращается в торжественную оду слову «Радость», спетую на многих человеческих языках. Так осуществляется идея единства через слово».
Особый, необычный компонент проекта — декорацию вечера создаст известный украинско-датский художник Сергей Святченко. Впервые на академическом концерте будут использованы инсталляции — лайтбоксы с размещенными внутри художественными произведениями Святченко. Планируется представление четырех работ, размещенных по периметру сцены, позади и по бокам от музыкантов. Избранное расположение лайтбоксов позволит зрителям иметь оптимальный обзор концерта с любой точки зала.
Сергей Святченко (7 октября 1952, Харьков) работает как медиа-художник, живописец, коллажист, видео-артист, инсталлятор, фотограф. В 1980-е годы возглавлял Центр современного искусства в Киеве. С 1990 года живет и работает в Дании, где стал одним из видных представителей местной арт-сцены, а основанная им Senko Studio была одной из ведущих выставочных площадок в Дании, Европе, Америке, Канаде. В своем творчестве Сергей комбинирует такие стили, как конструктивизм и сюрреализм.
ВРЕМЯ И ЕДИНСТВО
Ноябрь был выбран как время проведения концерта не случайно. Именно в ночь с 9 на 10 ноября 1989 года было принято решение об открытии пунктов пропуска между Восточным и Западным Берлином. Стена, просуществовавшая 28 лет, по живому разрезая Германию, тогда прекратила существование де-юре, а 30 ноября 1990-го — де-факто.
Таким образом, высадив столь представительный музыкальный десант в годовщину исторических событий в месте, которое находится почти вплотную к бывшей границе, организаторы отразят единство пострадавших от тоталитарной коммунистической системы украинского и немецкого народов через воплощение творческого симбиоза их культур. Европейская культурная общность как можно лучше сможет увидеть миролюбивую позицию Украины именно через такое художественное событие, созданное нашими лучшими художниками. И слова Шиллера, которые прозвучат в Берлине в этот вечер, будут так же актуальны, как и 235 лет назад (перевод — Николая Лукаша):
Будь твердим в лиху годину,
Поміч скривдженим давай,
Всюди правду знай єдину,
Зроду клятви не ламай,
Не знижайсь перед потужним,
Коли треба — важ життям!
Шана й слава чесним, мужнім,
Згуба підлим брехунам!
Станьмо дружною сім’єю,
Жити правдою й добром
Присягнімо цим вином
Перед вишнім Судією!