Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вторая жизнь иконы

«День» побывал в мастерской Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины
15 марта, 2016 - 17:28

В лабиринте львовских центральных улиц есть Армянский кафедральный собор, а напротив — дом (здесь 334 года тому назад жили монахини ордена армянских бенедиктин). При советской власти помещения отдали под общежитие. А последние три десятка лет в здании реставрируют иконы и полихромную скульптуру. Этим занимается Львовский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. На востоке Украины за такое дело берется Харьковское отделение, на юге — Одесса, а за реставрацию икон и скульптур в центральной части страны отвечает Киев.

Во Львове заходим в переулок, дальше через ворота по лестнице поднимаемся на второй этаж.

ЖЕЛАНИЕ И ТЕРПЕНИЕ

С заведующим Львовского филиала Тарасом Отковичем идем по коридору. На стенах — картины и иконы разного времени.

— У нас работает с десяток реставраторов. А работы для возобновления мы привозим из восьми областей Западного региона. Поэтому не можем проводить много работ. В целом, ситуация такова, что во многих регионах Украины фактически нет реставраторов. Например, в Хмельницкой, Тернопольской областях, в Луцке по музеям и мастерским может быть двое-трое людей, — рассказывает Т. ОТКОВИЧ. В этом году центр уже наладил контакт более чем с десятью музеями Западной Украины.

РЕСТАВРАТОР ТАРАС ОТКОВИЧ ЗА РАБОТОЙ

Какая основная философская идея реставрационного искусства? Пан Тарас улыбается и заверяет, что самое главное, как и в жизни, — это желание и терпение! В творческой мастерской со стен за нами наблюдают лица святых XVII—XVIII века. Секрет обновления икон таится в двух процессах: консервировании (когда экспонат нужно только укрепить, стабилизируя его состояние) и реставрации (снятие загрязнений, более поздних наслоений и вмешательств и т. д. для возвращения экспоната авторского вида). Чтобы вернуть изображение к предыдущему состоянию, понадобится от полгода и более. Например, Богородчанский иконостас 1698—1705 гг. реставрировали почти семь лет! Но прежде чем перейти к этому этапу, реставратор узнает о полотне все возможное от химиков, физиков и биологов.

Хочется заглянуть, как процесс выглядит в реальности?

«СКОМКАННЫЙ КУСОК» НА ЦЕРКОВНОЙ КОЛОКОЛЬНЕ

В комнате художников-реставраторов светло и чисто. Наталия Билостоцкая уже почти 20 лет дарит вторую жизнь иконам, картинам и скульптурам.

— Часто бывает так, что едем в церковь или музей, где нужно оказать иконе первую помощь. Там ее заклеивают тоненькой бумагой, чтобы не осыпалась. Это икона святого Николая из Музея волынской иконы в Луцке. На ней вздулась краска. Мы аккуратно снимали пыль, предыдущие наслоения краски, остатки клея, чтобы добраться до авторской живописи. Потом укрепили изображение Николая. Теперь осталось лишь затонировать и придать иконе экспозиционного вида, — комментирует Н. БИЛОСТОЦКАЯ.

ДОРОГОБУЖСКАЯ БОГОРОДИЦА, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII в.

Икона святого Николая вернется домой в Луцк. Тарас Откович вспоминает: «Однажды отец из львовской Церкви святого Николая обратился к нам с просьбой посмотреть иконы, оставшиеся на колокольне. Мы пришли, а перед нами лежит кусок помять ткани, оказавшийся хоругвью XVIII века. Сейчас реликвия отреставрирована и сохраняется на почетном месте в церкви».

ШЕВЧЕНКО ИЗ... ЛУГАНСКА

Портрет Тараса Шевченко нарисовали в 1964 году. Пан Тарас говорит, что это произведение искусства большой художественной ценности не имеет. Но в историческом плане портрет особенный. Когда на востоке Украины началась вооруженная агрессия России, «новая власть» порезала его на кусочки. Украинские солдаты нашли остатки изображения и волонтерами передали во Львовский исторический музей. Оттуда портрет попал в реставрационный центр, где его вскоре соберут, зафиксируют на крепком полотне и вставят в раму. Примечательно, что изображению не хватает нескольких деталей. Однако на выставке во Львове, посвященной АТО, портрет будут экспонировать именно в таком виде, как свидетельство исторических событий.

Юля ВАСИЛИНА, Львов. Фото предоставлено Тарасом ОТКОВИЧЕМ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ