Она приурочена к 110-летию со дня рождения этого незаслуженно забытого художника, чье творчество связано с «Кобзарем» Тараса Шевченко. На выставке — она называется «Неизвестные страницы украинского авангарда. Василий Седляр — иллюстратор «Кобзаря» — наряду с живописными холстами и графическими листами особый зрительский интерес вызывают письма художника, вырезки из газет, архивные фотографии документов НКВД.
Трудной и трагичной оказалась судьба мастера и большинства его произведений. В 30-е годы его имя практически вычеркнули из истории украинской и мировой культуры, но ныне происходит второе возвращение художника-авангардиста.
Василий Теофанович Седляр родился 12 апреля 1899 г. в селе Христовцы Миргородского уезда Полтавской губернии. О своей юности художник написал в автобиографии: «После окончания четырехклассной школы поступил по собственному желанию в Киевскую художественную школу... Окончил ее по общеобразовательным предметам и, не разделяя идеологию, которой руководствовалась школа, из последних классов по рисунку и рисованию перешел в Украинскую государственную Академию искусств в Киеве».
Идея создания в Киеве Академии искусств возникла в июле 1917 года (ее поддержали председатель Украинской Центральной Рады Михаил Грушевский и Генсек образования Иван Стешенко). В период многоразовых смен власти, когда в Киеве не работало ни одно учреждение (!), две мастерские Академии не прекращали работу: Нарбута и Бойчука. Часто случалось, что профессора проводили занятия у себя дома, поскольку очередное правительство закрывало Академию. Ректор Киевского художественного института в 1924 — 1930 гг. Иван Врона вспоминал: «1918 — 1920 гг. были для Академии самыми тяжелыми. Работа и деятельность Академии практически замирают, студенты разбегаются, профессура не может удержаться в академии из-за полного отсутствия материальной базы. Бывали времена, когда в академии оставался один профессор с небольшой группой студентов».
Но, несмотря ни на что, критика провозгласила новую эру Ренессансом украинской культуры. Одним из самых ярких представителей нового искусства стал руководитель мастерской монументальной живописи Михаил Бойчук. Именно к нему на обучение поступает Седляр в феврале 1919 года, и оттуда начинается его «путь на Голгофу».
В начале 20-х назрел вопрос о подготовке творческих кадров, способных решать задачи промышленного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры и художественно-педагогической деятельности, и 3 января 1921 г. советом Академии Василий Седляр был назначен инструктором художественных показательных курсов при академии для рабочих, взрослых и детей. После окончания студий, в 1923 г., его назначают руководителем Межигорского художественно-керамического техникума, где он продолжает педагогическую деятельность. Василий Теофанович стремился создать в Межигорье «культурный очаг». Один из его учеников Пантелеймон Мусиенко вспоминал: «Уже в первый год обучения он (Седляр) подчинил нас системе своих взглядов на искусство... На его лекции приходили, как на концерт. Он читал нам просто и интересно... Нас пленил его глубокий ум и общая культура. Он был больше другом студентам, чем директором и педагогом... В нем мы чувствовали жажду любви к жизни, идейность и веру в творческое предназначение человека; искусство было его мечтой, его стихией и призванием».
Частыми гостями в Межигорье у Василия Теофановича были Лесь Курбас, Александр Довженко, Остап Вишня, Владимир Сосюра, Александр Копыленко, московский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, Вадим Меллер (именно последний и приобщил Седляра к иллюстрированию «Кобзаря»).
В 1925 г. в творческой среде возникла необходимость создать новое профессиональное объединение. Тогда уже существовала Ассоциация художников красной Украины (АХКУ), которая своими идейно-творческими установками в какой-то степени пересекалась с идеями Ассоциации художников революционной России (АХРР) и которую уже в 1926-м остро критиковал Василий Седляр. Основу нового, оппозиционного объединения — Ассоциации революционного искусства Украины (АРИУ) — составили Бойчук и его воспитанники из Украинской академии искусств: Седляр, Падалка, Павленко, Гвоздик, Рокицкий, Касиян, Глущенко. Главные теоретики АРИУ — Седляр, Врона, Горбенко — защищали свои позиции на публичных диспутах и модных тогда дискуссиях в прессе. Главными позициями Ассоциации были борьба за качество произведения искусства, за уровень художественной украинской культуры, за выход украинского советского искусства из дореволюционного провинциализма.
С ноября 1926 по май 1927-го Седляр вместе с Бойчуком и Тараном совершают путешествие в Германию, Францию и Италию (позже эта поездка станет одним из формальных поводов для ареста и обвинения Василия Теофановича в шпионстве, а также в участии в контрреволюционной организации)....
В ту пору популярность и влияние, которыми пользовались «бойчукисты», вызывала зависть коллег-художников. С конца 20-х годов началась травля Бойчука и его учеников в прессе, а дискуссии в СМИ переросли в обвинение всего бойчуковского учения: в идеологических ошибках, во влиянии на него византийского наследия и религиозных традиций. В 1930 г. Комиссия по делам реорганизации системы и сети художественных учреждений УССР уволила беспартийного В.Седляра с должности директора Технологического института керамики и стекла. Ректора Киевского института пролетарской художественной культуры Врону также уволили, а в 1933 году арестовали. Из института ушли преподаватели, не принявшие пролеткультовской идеологии: Федор Кричевский, Лев Крамаренко, Павел Голубятников, Леонид Чупятов и многие другие. Политические процессы мешали нормальной творческой работе. В январе 1931-го Седляр и его коллеги еще наивно планировали свои выступления в Москве с докладами об украинском искусстве, но там уже давно созрел план уничтожения творческой мысли.
Именно в эти неспокойные годы Василий Седляр создает главный труд своей жизни — цикл иллюстраций к «Кобзарю».
«Работа моя продвигается слабо — то ли вещи собрались такие сложные, то ли я сам как-то вымотался.... Хочу уже сам покончить с работой, потому что как-то измучился и хочется почувствовать себя свободным от обязательств». «Сегодня целый день работал: делал рисунки. Нужно сдать Меллеру до 30-го 10 рисунков и обложку. Как сделаю эскиз, то ничего, а только начну выполнять, то обязательно испорчу.... Большой помехой есть также ощущение контуров... плохое настроение — так как-то невесело», — пишет художник в письмах к жене. Однако опасения Седляра оказались напрасными. Книга вышла роскошной! Первое издание с 54-мя иллюстрациями увидело свет в феврале 1931 года. Художник был доволен, однако предчувствовал, что будут не только положительные отклики. Он словно предвидел свою судьбу и судьбу своих произведений.
Второе издание «Кобзаря» вышло в мае 1933 г., и иллюстраций в нем было уже 62 — черно-белых и 18 — цветных. Книга появилась в неблагоприятный момент. В тот период росло недоверие Сталина к украинским большевикам, возрастало недовольство Москвы украинизацией, усилилась борьба с крестьянством, кульминацией которой стал Голодомор 1932 — 1933 гг. Набирал оборотов антиукраинский террор, уничтожались творческие союзы. Обвиненный в украинском буржуазном национализме, покончил с собой защитник бойчукистов Николай Алексеевич Скрипник. После его похорон в прессе усилилась критика «украинского буржуазного национализма», а через месяц после гибели Скрипника начались заказанные разгромные статьи и травля всех, кто был причастен к изданию «Кобзаря». Седляр понимал, что круг вокруг него сжимается в репрессивное кольцо. 30 сентября 1936 года арестовали Падалку — как «врага народа». Все его творческие работы, рукописи, дневники и письма конфисковали. По сфабрикованным материалам творца обвинили в принадлежности к контрреволюционной организации. В октябре, под давлением следственных органов, он начал давать НКВДэшникам показания: «Я признаю себя виновным в том, что находился до дня ареста в контрреволюционном украинском националистическом подполье, ... а также входил в состав национал-фашистской группы Бойчука-Седляра». Не была забыта также и творческая командировка Бойчука, Седляра и Тарана в страны Западной Европы. Даже обыденные разговоры трактовались следствием как нечто крамольное: «Частные высказывания Бойчука и его реплики «Василий не подведет, Василий молодец, работа движется» и другие показывали, что Седляр активно разрабатывает террористическую группу... Организация особенно ненавидела Постышева. Эту фамилию Бойчук называл с особой злобой. Отсюда видно, что Седляр вел подготовку покушения против Постышева», — записали следователи в протоколах. Последствия не заставили себя долго ждать. В начале ноября арестовали Бойчука, а 26 ноября 1936 года забрали и Седляра. Начались допросы...
Уже в декабре из художника выбили признание, что он принимал участие в «украинской националистической фашистской контрреволюционной группе» под руководством Бойчука, которая боролась за независимость Украины, чтобы силой оторвать ее от СССР. Но даже «чистосердечное признание своих ошибок» не спасло жизнь талантливого художника.
13 июля 1937 года на закрытом заседании военной коллегии Верховного суда СССР Василий Седляр был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день, и Украина навсегда потеряла одного из своих непревзойденных художников.
Ужаснее всего то, что вместе с мастером уничтожали и его произведения. В 1938-м, в год создания Союза советских художников Украины, в Киевском музее русского искусства картины Василия Седляра изрезали в клочья, а всю монументальную настенную живопись «формалистов-бойчукистов» безжалостно уничтожили! Шевченковский «Кобзарь», иллюстрированный Седляром, был изъят из всех библиотек и сожжен, а его хранение в частном собрании книг приравнивалось к «антисоветчине». Но, к счастью, часть тиража книги и несколько эскизов чудом сохранились, и сегодня произведения расстрелянного художника возвращаются к украинцам.
После 1953 года началась борьба за восстановление честного имени Бойчука, Седляра и других художников-бойчукистов, незаконно репрессированных сталинским режимом. 1 февраля 1958 г. родные и друзья Седляра добились решения о реабилитации художника. Но только в конце 80-х стала известна страшная правда о десятках тысяч расстрелянных в подвалах НКВД в Киеве в 1937 — 1941 гг., в том числе и о массовых захоронениях в Быковне. Именно в Быковнянском лесу, что под Киевом, и находится безымянная могила художника Василя Седляра (это подтверждает литературовед Л.Череватенко, занимавшийся жизнью и творчеством художника).
Прав был искусствовед И.Дыченко, когда написал: «...Во многих иллюстрациях Седляр пронзает композиции духом экспрессии, ищет кульминационные эпизоды. Его графика близка к народной манере рисования кистью: каждое прикосновение к бумаге не ласкает, а как бы бьет, оставляя не аморфную «соломенную» линию, а выполненные напряженные штрихи. Таким способом иллюстратор достигает в своих рисунках образности, обозначенной буквально аскетично скупым рисунком, часто контурного вида... Отсюда и отказ от «хуторянства» — стилизованно-сладковатой, лирично-романтичной водевильной Малороссии... В рисунках к «Кобзарю» видна очень важная черта В.Седляра — его европейский уровень графики».
Издательство «Дух і Літера» переиздало «Кобзарь» с иллюстрациями Василия Седляра, а Национальный художественный музей Украины, Музей украинского народного декоративного искусства и частные коллекционеры предоставили возможность увидеть графические листы художника, документы, переписку, фото, керамические изделия его учеников, а также не все уцелевшие живописные полотна мастера на нынешней выставке. Сегодня пришло время, чтобы имя художника вернулось в мировую культуру, откуда оно было насильственно изъято в конце 30-х годов...