Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выходит продюсер!

О нереализованных проектах Валерия Калмыкова и призе ОМКФ фильму «5 терапия»...
12 августа, 2016 - 10:18
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Продюсер Валерий Калмыков возник в национальном киносообществе (достаточно узком, на самом деле, где все друг друга знают), как джин из бутылки. Для меня, во всяком случае.  Неожиданно, непонятно откуда, и сразу же с успешным проектом. С фильмом «Моя русалка, моя Лореляй» известного   режиссера Наны Джорджадзе. Что уже привлекло внимание к фамилии продюсера.

Дальше — еще интереснее. Оказалось, что Калмыков — по профессии математик. Защитил кандидатскую диссертацию, преподавал в институте, работал в Академии наук в Иркутске. Вместе с родителями, одесситами, в начале перестройки переехал в Одессу. Однако работу по профессии не нашел, и вместе с братом решил заняться бизнесом. Подружился с комик-группой «Маски-шоу» в середине 90-х, они даже выступали в небольшом ресторанчике, одном из первых одесских клубов, владельцем которого были братья.  Вызов  сотрудничать с «Масками» принял,  не задумываясь. Бросил бизнес на брата, и с головой ушел в продюсерство. Со временем партнеры расстались, но живучая «бацилла» манкой и свободной профессии уже прижилась в судьбе Валерия Калмыкова.   И когда, несколько лет назад, Виктор Ноздрюхин-Заболотный  (в те годы — директор Одесской киностудии) предложил ему открыть кинотеатр на территории студии, он с радостью согласился. Так появился кинозал «U-Cinema», который помнят многие одесситы. Потому что этот кинотеатр стал чуть ли не единственным местом в Одессе, где прокатывали серьезные арт-хаусные фильмы, проводили Дни национального кино разных стран, туда приезжали известные актеры и режиссеры с премьерными работами. Именно в «U-Cinema» Валерий Калмыков и познакомился с Наной Джорджадзе, которая предложила ему стать продюсером своего нового фильма.

ОБ УДАЧНОМ ДЕБЮТЕ И ПОТЕРЯННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЯХ

— Валерий, ваш имидж спокойного респектабельного человека, в моем понимании, с трудом соотносится  с почти  авантюрными поступками в жизни. Как вы решились, даже имея опыт продюсирования театральных проектов и музыкальных групп, на съемки полнометражного фильма? Тем более с режиссером Наной Джорджадзе, призером «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля за картину «Робинзонада, или Мой английский дедушка» и номинантом на «Оскар» с фильмом «Тысяча и один  рецепт влюбленного кулинара».

— (Смеется) Во-первых, кино я всегда любил. Во-вторых, наверное, потому, что бизнес, по большому счету,  изначально  казался мне   скучным занятием. Я искренне удивляюсь людям, которые тратят деньги на покупку дорогущих машин, огромных нелепых домов и так далее... Ведь через неделю   привыкаешь  к новой игрушке, не замечаешь ее прелестей, и что дальше?.. Мне никогда не понять тех, кто  не умеет  распоряжаться своей судьбой, организовывать быт и досуг  так, чтобы было интересно  жить! Потому я без особых колебаний согласился на предложение Наны Джорджадзе.  И процесс работы над фильмом меня необычайно увлек!  Может быть, именно потому, что первый опыт был с таким замечательным режиссером и человеком, как Нана. У нее на площадке царила, без преувеличения, праздничная атмосфера, и потому, когда мы закончили картину «Моя русалка, моя Лореляй» (она, кстати, побывала уже более чем на 20 фестивалях, получила международные призы), я даже представить себе не мог,  что у нас образуется  перерыв в съемках. И тотчас стал терзать Нану, мол,  необходимо начинать работу над новым  фильмом. Она предложила несколько проектов на выбор.

Больше всего мне понравился сценарий  патриарха кино Ираклия Квирикадзе «Красные ангелы» («Лимита», «Андерсен. Жизнь без любви», «Лунный папа», «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара», «Распутин». — Авт.). Это рассказ  о двух девушках, прошедших войну и после ее окончания оказавшихся в украинском селе... Квирикадзе — сценарист от Бога, это аксиома. В его истории есть все — и любовь, и ненависть, и критика советского строя того времени. Ничего интереснее я в своей жизни не читал! «Красные ангелы»  написаны  давно, 20 лет назад.  И права на сценарий тогда же  были проданы американскому продюсеру сроком на 15 лет. Однако фильм по нему так и не сняли, поскольку  амбициозный американец сам хотел стать  режиссером, а на это никто не пошел.  По истечении данного срока мы получили   права на сценарий.  Прекрасно прошли первый питчинг в Госкино Украины, набрав наибольшее количество баллов.  Проектом заинтересовались  несколько стран и были  готовы вложить деньги в фильм  — Франция, Германия и Болгария.  Все складывалось замечательно, мы готовились к съемкам, но произошел Майдан, изменилась политическая ситуация в стране и мире. И на очередном питчинге те же самые эксперты, голосовавшие за «Красных ангелов», полностью проигнорировали его.  Главный аргумент — Украине в настоящее время неинтересны картины о Советской армии.

— То есть эта страничка истории вычеркивается из жизни будущих поколений?

— Да сюжет Квирикадзе  вообще не о Советской армии! Это рассказ о жизни и судьбе двух девчонок, чью юность покорежила война. Главный герой — немецкий военнопленный, попавший в то самое украинское село, что и девушки. И он оказывается единственным настоящим мужчиной рядом с сотрудниками КГБ, творящими жуткие вещи, с сельскими мужиками, изуродованными бойней и ставшими недочеловеками... И обе девочки влюбляются в этого пленного немца. Поверьте, на уровне сценария  фильм  мог стать оскаровским номинантом! Более того, на картине реально можно было  заработать   и  поднять репутацию украинского кино!  Ну ладно бы, эксперты изначально не приняли проект, мнение — дело субъективное.  Но кардинально поменять его, приводя нелепые аргументы... Мне этого не понять. И очень жаль четырехлетних усилий, потраченных на продвижение проекта.

— Без участия Украины реализация данного проекта  невозможна?

— Дело в том, что Россия отпадает по определению. Украина денег не дает. Французы не могут быть  генеральными  спонсорами, поскольку это  не их история. Однако поддержать готовы,  как и  немецкая компания. Но в сложившейся ситуации  их помощь сути дела не меняет.

О НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ ЭКПЕРТОВ И ФЕСТИВАЛЬНОЙ ПОБЕДЕ

— Насколько я понимаю  (свято место пусто не бывает),   именно в это время и возникла «5 терапия»?

— «5 терапия»  возникла  совершенно случайно. Я занимался «Красными ангелами» и  параллельно еще одним очень интересным  документальным проектом об Одесской киностудии, основанном на ее фондах,  который должен был снимать режиссер Сережа Рахманин. Кстати,  этот проект  также занял одно из первых мест на домайдановском питчинге, как и «Красные ангелы». А на следующем, уже после революции, так же, как и «Красные ангелы», вообще не прошел.

Именно в то время ко мне подошла молодая наивная  девушка, режиссер Алиса Павловская,  сказала, что хочет снимать свой новый фильм по новеллам Стаса Домбровского  в Одессе, и наши общие друзья посоветовали ей обратиться ко мне за помощью. Я видел первую работу Алисы «Не хочу умирать», и она мне очень не понравилась.  Домбровского тогда  я не знал, его посты в «Фейсбуке», новеллы и стихи не читал, и потому отнесся к предложению Алисы скептически. Однако она сказала, что финансовая помощь ей не нужна,  требуется лишь поддержка по продвижению картины. Договорились — посмотрю уже готовый фильм и  приму решение. Но я так устроен, что когда начались съемки, не смог оставаться в стороне, и постепенно попал в ауру всеобщего восторга и энтузиазма, которые сопровождали съемки «5 терапии»  в Одессе. Я тоже  проникся идеей проекта, и он стал для меня родным.

— Картину еще почти никто не видел — несколько слов о ее сюжете.

— Это документальная история молодого человека —  самого Стаса Домбровского, который прошел все ужасы параллельной жизни, назовем ее так.  СПИД, наркотики, несколько отсидок в зоне строгого режима. Он дошел, казалось, до точки невозврата, попав в тюрьме в «пятую терапию», куда, по сути, определяют заключенных  умирать. В палате, где лежал Стас, из 22-х  человек не стало 17-ти. А Домбровский  смог справиться со страшной зависимостью и  вернулся к нормальной жизни, которую раньше вообще  не знал. Сегодня у него есть семья, работа, он здоров, талантлив и востребован.

Мы сняли фильм,  не обращаясь за помощью к государству. На народные деньги.  Алиса Павловская не любит такое  определение, но это действительно были деньги  обычных  одесситов, которые приносили, кто сколько мог. На качественный звук финансов  не хватило, мы  подали заявку   на питчинг в  Госкино, но не прошли его.  Аргументация все та же  — в настоящее время Украине неинтересны проекты на подобную тематику.

— Не хочу проводить параллели, но вспомнился конфликт, связанный с фильмом «Племя», который многим казался  обыкновенной чернухой, порочащей нашу страну...

— (Улыбается) Да, мне странно, что профессионалы оценивают проект не по творческим, а по каким-то иным критериям. И потому особенно приятно, что на Одесском фестивале «5 терапия» признана лучшим проектом WorkinProgress и награждена сертификатом на сумму 3000 долларов от компании Международные авиалинии Украины для совершения перелетов рейсами авиакомпании. Пусть это не конкретные деньги, которые нужны нам для завершения работы, но несомненное признание того, что подобные социальные картины действительно нужны и важны  сегодня.

О  ГЕРОЯХ «5 ТЕРАПИИ»  И ИХ СУДЬБЕ

— Главную роль в картине играет сам Стас Домбровский. Кто-то из непрофессиональных актеров еще задействован в фильме?

— У нас нет вымышленных героев, все играют сами себя. Нет придуманных имен, все подлинные. Мне как продюсеру вообще импонирует привлечение непрофессиональных актеров к съемкам, это придает естественность и реалистичность рассказываемой истории. Для меня лично было очень важно, что наш фильм со светлым финалом. В картине, например, работало несколько человек, зависимых от наркотиков. Поначалу они просто приходили посмотреть, что  такое —  киносъемки, а потом «подсели на эту иглу», и сегодня полностью изменили свою жизнь. Они «чисты», говоря терминологией наркоманов. И именно этот факт произвел на меня колоссальное впечатление, ведь статистика утверждает, что лишь 18 процентов наркозависимых могут справиться с этой страшной  болезнью.

— Желаю вам удачно завершить работу над фильмом и успешного проката в Украине и за рубежом!

Ирина ГОРДЕЙЧУК, специально для «Дня» (из Одессы)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ