В театре «Колесо» состоялся вечер памяти, и открылась выставка «Поколение... Друзья — Валентину Реунову».
Звучала музыка и поэзия, воспоминания о Валентине Амплиевиче. Стихи читали актеры: Валентина Бойко, Денис Драчевский, Виктор Шестаков, Андрей Мороз, Вадим Лялько, поэт Анатолий Лемиш, Валерия Богуславская, Станислав Бондаренко, переводчик Сергей Борщевский.
Живописец часто бывал в театре «Колесо» и пересмотрел почти все спектакли, художественным руководителем и директором которого является Ирина Клищевская. Не раз советовал коллегам познакомиться с репертуаром не с афиш, а со сцены. В архиве театра сохранился маленький фрагмент видеосъемок, где В. Реунов на одном из капустников выиграет абонемент с правом в течение года бывать в его стенах. В тот момент пропуск в руках художника вызвала у присутствующие доброжелательные улыбки, ведь живя по соседству, они, художник и актеры, всегда достаточно общались. Просмотр картины на вечере памяти вызвал ностальгические воспоминания...
То ли в галерею (на первом этаже), то ли в мастерскую (на втором этаже), полную удивительных вещей ХVII—XX веков, словно магнитом манил Валентин Реунов своих творческих побратимов. Когда Вали — так его звали самые близкие друзья — не стало, начали закрадываться сомнения и страх: неужто канет в Лету память о мудром жизнелюбе? Все же нет! В течение месяца в гостиной театра будут экспонироваться работы 23-х художников, творческий путь подавляющего большинства которых начинался с классов Киевской художественной школы им. Т. Шевченко и аудиторий Киевского художественного института. Учителями и наставниками в институте и за его стенами некоторых были известные живописцы, в частности Карп Демьянович Трохименко, Георгий Степанович Мелихов, Сергей Николаевич Ержиковский, Нина Вячеславовна Котек, Владимир Николаевич Костецкий, Виктор Григорьевич Пузырков, Сергей Алексеевич Григорьев, Илья Ниссонович Штильман.
В разные годы заканчивали художественные учебные заведения художники, произведения которых представлены в экспозиции. Дебют старшего поколения пришелся на 60—70-е гг., а следующего — на 80—90 гг. Почти всем им характерно романтическое яркое горение, высокий идеализм, поиски своего творческого «я», проявившиеся в биографиях и на полотнах. Отсюда, конечно, и смелые эксперименты в живописи, акварели, графике, в монументальном искусстве, в скульптуре. Подтверждается давняя истина: «ars una — species mille» — искусство едино, а проявлений его тысячи. Работы характеризуют участников выставки как мастеров широкого тематического и сюжетного диапазона, ведь есть среди них и член-корреспондент АН Украины Виктор Рыжих, и кандидат искусствоведения, доктор философии, академик Академии гуманитарных наук России (Санкт- Петербург), автор содержательных монографий об украинских художниках — Ольга Петрова, и награжденная серебряной медалью Академии искусств России (2005) — Валентина Куцевич. Были знаки отличия и у Валентина Реунова, в частности в 1996 г. — Первая премия Фонда культуры за натюрморт.
Также стоит вспомнить панно «История развития науки», исполненное авторским коллективом (М. Зарецкая, В. Куцевич, Д. Киянченко, И. Чамата, О. Ержиковский) для Киевского политехнического института в начале 90-х г. ХХ в. Трое из них — участники нынешней художественной выставки, а именно: Валентина Куцевич, Олег Ержиковский, Игорь Чамата. Последний вместе с Вячеславом Мамсиковым писал тематические полотна для экспозиции Музея медицины. Сергей Московченко приложил усилия к художественному проектированию Музея аптеки, выступил художником- постановщиком спектакля «Эмма» (театр «Колесо»). К созданию интерьеров, реставрации старинной мебели и картин в музеях Киева (Музей русского искусства, Дом-музей М. Булгакова) был больше всего причастен Валентин Реунов. Изысканные вещи и предметы нашли свое отображение в его многочисленных работах. Ловкостью в воссоздании сломанного и заброшенного то ли временем, то ли неаккуратными пользователями, он умел удивлять и радовать; мог часами рассказывать историю происхождения и возрождения того, к чему старательно прикладывал ум и сердце.
Ни одно произведение, представленное в экспозиции, нельзя обойти вниманием, потому что каждое поражает авторским индивидуальным почерком. Взять хоть бы наличие библейских сюжетов, мотивов и аллюзий в произведениях «Тайная вечеря» Виктора Рыжих, «Рождественский огонь» Галины Неледовой, «Здесь был ангел» Ольги Петровой, «Провидение», «Освящение» Сергея Московченко, «Арарат» Олега Тистола. Не только созерцание, но и прочтение этих работ переплетается с поэтическими цитатами и аллюзиями отечественных и зарубежных писателей и художников.
Эстетическими разновидностями пейзажей являются идеальный, бурный и грустный. И в этом также проявляется темперамент художника, его жизненный ритм и тонус, умение слушать Вселенную, «читать слова с уст цветов и листвы деревьев». Кстати, среди работ Виктора Ивановича Рыжих есть непревзойденные пейзажи — пейзажи Черкасщины и Прованса, работы-воспоминания об Италии и Париже. Вернисаж манит различными пейзажами, напоминающими о переменчивых временах года, настроениях природы и человека. Это работы Ирины Калиберды «Лето», Валентины Куцевич «Осенний мотив», Андрея Марченко «Попугай», «Пейзаж», Анатолия Постоюка «Праздник настурций». К слову, на мой взгляд, работы мужчин тяготеют к постимпрессионизму. Особенно последнего, имение которого, как рассказывают современники, в селе Горбани на Киевщине поражает глаз настоящим цветочным ковром.
Отдельных размышлений достойны речные и морские пейзажи: «Лодки» Галины Городничевой и «Корабли в Балаклаве» Виктора Козика. Вода традиционно ассоциируется с полнотой бытия и течением жизни. Поэт Николай Винграновский писал: «Минає все у плині дорогому...», «Човни століть пливуть переді мною, / Вантажені народами- дітьми». Действительно, художественная деталь на полотне способна подтолкнуть к философским размышлениям...
К пейзажам с элементами архитектуры относим «Балкон» Валерии Спиридоновой, «Зимний день» Игоря Чаматы, «Гаражи» Вячеслава Мамсикова, «Киевский госпиталь» Олега Ержиковского, который также является автором портрета «Маши Волощук». Видим, как проникновенно удается мастерам воссоздать свет, воздушную среду. Все они посвятили столице и ее скверам и холмам, улицам и переулкам, площадям и дворам немало полотен. К слову, архитектурные памятники, исторические места Киева часто встречаются также у В. Козика, который в свое время принимал участие в росписи Михайловского Златоверхого собора и соборов на Донетчине и в Севастополе.
Натюрморт привлекателен для художника, и каждый из представленных на выставке имеет свои интересные композиционные и колористические решения. Привлекают работы Валентина Реунова «Натюрморт с квасником» и «Фарфоровая статуэтка» (из частной коллекции Александра Викторовича Брея), Ирины Калиберды «Натюрморт», Валентины Куцевич «Натюрморт со шляпой», Марины Скугаревой «Букет», Игоря Чаматы «Маки и ромашки», Ивана Волошина «Хризантемы», Юрия Луцкевича «Корзина».
Не менее интересна скульптура Бориса Быстрота — бронзовая статуэтка «Обнаженная». Ласкает глаз «Инсталляция» Алексея Орябинского, «Неофолк» Николая Маценко и акварельные работы Зои Лерман, как всегда легкие, светлые, прозрачные.
Напоследок вспомню имя Светланы Заикиной, главного художника театра «Колесо». Благодаря ее усилиям каждая из работ нашла должное место в экспозиции выставки «Поколение...».
Произведения названных мастеров хранятся в государственных музеях и частных коллекциях в Украине и за границей. Репродукции их работ на страницах различных журналов, в альбомах и каталогах республиканских и международных выставок. У каждого из них есть неповторимое художественное лицо, о чем свидетельствуют живопись, хорошо известная поклонникам их искусства.