Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Высокий полет Вадима Писарева

XII Международный фестиваль «Звезды мирового балета» расширил свою географию — концерты пройдут не только в Донецке, но и во Львове и Киеве
4 октября, 2005 - 20:22
ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ — ДЕНИС МАТВИЕНКО И АНАСТАСИЯ ЧЕРНЕНКО, СОЛИСТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня» ВАДИМ ПИСАРЕВ УСПЕВАЕТ ВСЕ: ВЫСТУПАТЬ, ПРЕПОДАВАТЬ, СТАВИТЬ БАЛЕТЫ, РУКОВОДИТЬ ТЕАТРОМ И ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ФЕСТИВАЛИ ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня» НА УРОКЕ У ПИСАРЕВА ОДНОВРЕМЕННО ЗАНИМАЮТСЯ АРТИСТЫ ДОНЕЦКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА ИМ. А. СОЛОВЬЯНЕНКО И УЧАЩИЕСЯ ИЗ ЕГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ФОТО ИЗ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ФЕСТИВАЛЯ «ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО БАЛЕТА»

Впервые в этом году фест расширил свою географию и, кроме Донецка, его гала концерты состоятся во Львове и Киеве. Почитатели Терпсихоры имеют возможность познакомиться с мастерством более чем 140 артистов из 14 стран и увидеть танцоров, представляющих разные хореографические школы.

Фестиваль открылся спектаклем «Раймонда». Его показали артисты Краснодарского академического театра оперы и балета (это постановка легендарного балетмейстера Юрия Григоровича). А самые яркие номера войдут в гала-программу (11—12 октября), которую увидят львовяне и киевляне. Гостями феста стали: Денис Матвиенко, Светлана Захарова, Андрей Уваров, Хей-Мин Хуанг, Дже-Йонг Ом, Седрик Игнас, Марина Антонова, Инна Дорофеева, Ги Альбуи, Джузеппе Пиконе, Ричард Круск и другие мастера танца. В том, что фестиваль год от года становится все весомее, — огромная заслуга Вадима Писарева. Можно только восхищаться тем, как этот знаменитый танцовщик, педагог, художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьяненко успевает выступать, воспитывать талантливых учеников, ставить балеты, организовывать фестивали. Кстати, в этом театральном сезоне Вадим Яковлевич обещает для публики приятный сюрприз — суперпремьеру спектакля «Кармина Бурана». Этот балет на донецкой сцене поставит Юрий Ламуш.

КТО ЗАКОНОДАТЕЛЬ МОДЫ В ХОРЕОГРАФИИ?

— За 12 лет «Звезды мирового балета» из регионального выросли во Всеукраинский фестиваль, — подчеркнул Вадим Писарев, художественный руководитель феста. — В этом году зрители увидят не только лучших танцоров из разных стран, но по достоинству оценят мастерство украинских артистов. Они увидят, как выросла наша хореографическая школа. Так, почетным гостем «Звезд...» стал обладатель Гран-при Московского международного конкурса балета Денис Матвиенко, ныне солист Национальной оперы Украины. Этот уникальный танцовщик буквально потряс членов жюри и строгую московскую публику: он делает 12 (!) пируэтов. О победе Матвиенко у нас мало писали, хотя его выступление уже вошло в историю конкурса. Кстати, кроме Гран-при, украинские артисты — коллеги Дениса завоевали шесть медалей, а это говорит о том, что наша хореографическая школа становится законодательницей моды в балете.

На каждом фестивале «Звезд...» мы пытаемся придумать что-то необычное для публики. В прошлом году сюрпризом стал номер с гимнасткой Лилей Подкопаевой. В этот раз мы подготовили оригинальную композицию: на сцену выйдут 50 Кармен... В «Лебедином озере» — спектакле Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьяненко — будут солировать ведущие танцовщики из Кореи (Джи-Йонг Ким) и Нидерландов (Седрик Игнас), а в «Жизели» украинские артисты выступят с премьерами Большого театра — Светланой Захаровой и Андреем Уваровым. Интересную программу подготовили артисты Президентского балета под руководством Андрея Шота (Словакия). Думаю, что любители балета оценят вечер современной хореографии, в котором будут показаны номера в неоклассическом, постмодерновом и авангардовом стилях. Завершат фестивальный показ в Донецке артисты из Южной Кореи. Труппа «Universal Ballet» покажет свою версию «Дон Кихота». А затем мастерство «звезд» увидят львовяне и киевляне.

БУДУЩЕЕ УКРАИНСКОГО БАЛЕТА

— В писаревской балетной школе царит дух творчества. И это меня очень радует. Мы продолжаем в Донецке лучшие традиции хореографических школ Санкт-Петербурга, Москвы, Киева. Если вы зайдете в школу, то учащиеся приветствуют гостей реверансом (традиция балетных учебных заведений). Когда идет класс, то царит идеальная тишина. У нас дети и педагоги фанатически преданы балету как высокому искусству. Я вижу, как школьники пытаются постигнуть науку танца, как азартно они занимаются. Поэтому, если даже бывают некоторые неприятные моменты в процессе занятий, то не могу ребят ругать. Они же очень стараются. Вы знаете, порой в школу приходят ребята, которые вроде и данных для балета не имеют, и, если нет хорошего результата, то значит их надо отчислять, а у меня сердце кровью обливается. Я этого сделать не могу и всегда пытаюсь дать им шанс еще раз попробовать. Ведь в балете, кроме таланта, нужно приложить массу упорного труда, чтобы добиться филигранности в танце. А каждая репетиция, как капелька, точит камень... Для меня самая большая радость — видеть, как ученик становится настоящим танцовщиком.

Сегодня маленькими «звездочками» нашей школы являются 13-летняя Настя Мальцева (она такая красотка, танцует у нас ведущую партию Белоснежки в одноименном балете), Светлана Бедненко (когда она танцует, то напоминает мне Нину Семизорову) и 15 мальчиков (им от 9 до 12 лет). Я вас заверяю, что все они станут знаменитыми танцовщиками. В настоящее время ученики нашей школы выступают в Китае. Премьера «Белоснежки и семи гномов» состоялась в Шанхае. Я сам поставил этот балет для ребят. Целое лето они репетировали. Никто не уехал на каникулы. Они хорошо подготовились к гастролям, а теперь выступают в Китае. Пусть мир увидят и себя покажут. Нам есть чем гордиться.

Считается, что писаревская школа сильна мужским танцем, но у нас растут и восхитительные балерины. Сегодня мальчишки хореографией не сильно хотят заниматься. Мне кажется, что в этом есть доля вины ТВ. Смотреть балет по телевизору трудно, не интересно. Нужно, чтобы танец снимали операторы, которые могут передать не только полет, вращение, но драматургию спектакля. Поэтому, если родители хотят приобщить ребенка к прекрасному, то нужно приходить им вместе в театр и смотреть спектакль «в живую». Я вспоминаю, что, когда сам поступал в Хореографическое училище, то набор был до 100 человек на место. В Киев приезжали дети из Владивостока, Красноярска и других городов бывшего СССР...

Сегодня нам, педагогам, репетиторам нужно сохранить традиции, репертуар, чтобы потом тем, кто придет после нас, было легче работать. Нельзя допустить потерь. В нашей школе преимущественно преподают свои преподаватели, но мы часто проводим мастер-классы и приглашаем коллег из других хореографических школ. Нас очень поддерживает в финансовом плане Первый украинский международный банк. Поэтому за учебу школьники платят символическую плату — 70 грн. Мы стараемся бесплатно кормить, обеспечивать пуантами, костюмами детей из малообеспеченных семей. Некоторые даже платят за учебу 50%. Ныне на пансионе живут 40 учеников. А вообще в школе сегодня учатся 120 человек. Но у нас есть сложность: мы находимся не в одном здании. В театре дети получают профессиональное образование, общеобразовательное — в средней школе, а живут — кто в пансионе, кто снимает квартиру, а донетчане живут дома.. .Мы не зарабатываем на детях, а воспитываем свою смену — будущее украинского балета. Например, сегодня в труппе Национальной оперы только из нашей школы работают солистами Ярослав Саленко, Евгений Лагунов, Кристина Балабан и другие. В Германии ныне выступает Жерлин Ндуди, завоевав международную известность после победы на конкурсе молодых танцоров в Амстердаме «Евровидение-2003». Наша выпускница Яна Саленко сейчас является солисткой Мюнхенского балета.

«МОЯ СУДЬБА СВЯЗАНА С ДОНЕЦКОМ»

— Танцевать, преподавать, ставить балеты... В разные периоды времени на первое место выходит что-то одно. Сейчас я очень люблю давать уроки классического танца. Я заранее не готовлюсь. Прихожу, смотрю настроение зала и начинаю делать урок. Утром школьники и артисты приходят сонные: кто-то устал, кто-то недоспал. Я все вижу и поэтому, под собравшихся, видя в какой они форме, выстраиваю свой урок.

Вы знаете, самая большая трагедия — когда ученики, в которых ты вложил душу, говорят, что хотят уехать и выступать за рубежом. Я понимаю их, и, как мне ни больно, отпускаю. Возраст в балете короткий, и все хочется успеть. Я никого не осуждаю. Дай им всем, Бог, здоровья. Балет — тяжелая профессия. На Западе не все так прекрасно у артистов складывается, как они мечтают. Некоторым танцовщикам приходится выступать очень часто, и не все физически выдерживают тот пресс, под который их порой загоняют импресарио. Я от всей души желаю успеха всем выпускникам донецкой балетной школы...

Я счастлив, что занимаюсь любимым делом в разных ипостасях. Кстати, меня часто спрашивают: не жалею ли о том, что после окончания хореографического училища меня не взяли в Киевский театр оперы и балета. Нет. Хотя в ту пору очень переживал из-за этого. Мне кажется, что, оставшись в Киеве, я, возможно, и не реализовался бы как танцовщик. В ту пору я был маленьким , да и сейчас я среднего роста. Поэтому на сольные партии в театре мог мало рассчитывать (балерины тогда в труппе были выше меня ростом). В дирекции меня видели лишь характерным танцовщиком, а не солистом... Я убежден, что у каждого человека есть своя судьба. Моя связана с Донецком, с Инной (Дорофеевой), которая не просто жена и партнерша на сцене, а самый близкий человек на свете. Я люблю Донецк: его улицы, людей — это мой город. Именно здесь я чувствую себя дома.

«24 ЧАСА ВМЕСТЕ»

— С Инной у нас полное взаимопонимание. Мы познакомились еще детьми в училище. Дело в том, что в нее были влюблены практически все наши мальчишки. Инна красива. Она прекрасно училась по всем предметам. Отвечая урок, вызывала восхищение — как много знает. В танцевальном классе она буквально схватывала все на лету. Мы постоянно были вместе, и однажды я понял, что без Инны не представляю своей жизни. Мы поженились когда нам было по 20 лет. В первые годы совместной жизни ссорились, притирались характерами. Кстати, когда работали в Дюссельдорфе, швейцарский балетмейстер Шперле категорически возражал, чтобы семейные пары выступали вместе, но, познакомившись с нами, сделал исключение. Мы танцевали в его версиях «Жизели» и «Лебединого озера». А то, что мы 24 часа вместе, ничуть не мешает, наоборот — помогает.

Дети — наша радость. Дочь Саша делает первые шаги в балете. Ныне она учится в моей школе. Дочь жалуется, что «руки-ноги болят». Мне ее жаль, но, если ты хочешь чего-то добиться в хореографии, то приходится себя пересиливать, а порой и боль перетерпеть. Я ей сочувствую, но ведь она сама решила учиться балету. У нее есть задатки, и мне кажется, что постепенно из дочери вырастет настоящая балерина. Но, чтобы стать блестящей танцовщицей, нужно очень много трудиться, фантастически любить балет, не представлять жизни без него. Иначе, я считаю, лучше выбрать какую-то другую профессию. Например, сын в детстве заявил нам, что заниматься танцами не хочет. Мы с женой не настаивали. Он видел, сколько сил приходится нам с Инной тратить на репетициях, чтобы потом на сцене все казалось легким и прекрасным. Андрей увлекся карате и футболом. Я помню, как меня самого заставляли заниматься музыкой, а хотелось гонять мяч и не «пилить» нудные гаммы. Однажды учительница, в воспитательных целях, заперла меня в кабинете. Я просидел до вечера. Тот урок я выучил и возненавидел музыку... В последующем, занимаясь в хореографическом училище, никому не признавался, что умею играть на фортепиано и гитаре... Но это я отвлекся. В 9 лет сын посмотрел в нашем Донецком оперном театре «Щелкунчика». В этой постановке заняты не только взрослые артисты, но и дети. После спектакля Андрей попросил: «Папа, хочу учиться танцевать». Он сам пришел к мысли о балете, и у него неплохо получается. Сыну уже 19 лет. Андрей не прятался за мое плечо. Сам поехал в Нью- Йорк, успешно выступил на балетном конкурсе, получил бронзовую медаль и выиграл грант на учебу в Штутгарте (Германия). Он сначала занимался в моей школе, но я понимал: ему трудно, Андрей не может полностью раскрыться. Мой авторитет над ним довлеет, и поэтому он уехал учиться за рубеж. А когда через три месяца сын приехал на каникулы, то я заметил, насколько он изменился, став более самостоятельным. Андрей попал в хорошие руки — в класс Пестова (этот педагог выпустил Богатырева, Фадеичева, Каракулева, Посохова — ведущих танцовщиков нашего времени). Сын, уйдя от нашей с Инной родительской опеки, сконцентрировался на учебе, выучил иностранные языки. А вернувшись в Донецк, он по-новому раскрылся как танцовщик. В его активе уже есть несколько побед и медалей на престижных балетных конкурсах. Мне приятно, что Андрея критики называют «новой звездой в хореографии». Но сейчас сына постигло испытание — он получил травму (повредил мениск). Возможно предстоит сделать операцию. Думаю, что месяца на два Андрею придется сделать перерыв в выступлениях.

А у меня, слава Богу, больших травм в танцевальной судьбе не было. В начале своей артистической карьеры я не слишком берег колени. Для пущего эффекта с высоты приземлялся на них. Начались боли, собралась жидкость. Врачи предлагали оперировать, но никто не мог гарантировать, что после этого я вновь стану выступать. Я долго оттягивал неприятный момент. Лечился простым способом: делал компрессы с мазью Вишневского. И произошло чудо — операция не понадобилась...

Мне кажется, что мужчинам садиться на диету нужно после 30 лет или просто меньше есть. Сегодня для меня нет проблемы поднять партнершу. В день спектакля я вообще ничего не ем. Порой не завтракаю, если иду заниматься в классе. А вот уже после выступления можно расслабиться, снять стресс. Я стараюсь вообще забыть о спектакле. Перенапряжение — главная беда артистов. А расслабление — продолжение нашей жизни. Я очень люблю свою профессию, почувствовав, что мне мешает сигаретный дым, раз и навсегда решил: я не курю...

Когда мы заканчивали беседу, я заметила, что Вадим Яковлевич изменил прическу. Писарев засмеялся и признался: « Я всегда любил длинные волосы. Даже учась в Киевском хореографическом училище, хотя там и запрещали ходить длинноволосыми. Тянул до конца: пока не получал ультиматум от преподавателей — пойти в парикмахерскую и подстричься. Иначе на занятия не пускали. Даже если посмотреть мои юношеские фотографии, то там видно, что с ежиком я не ходил, предпочитая удлиненные волосы. А ныне, хотя я ежедневно хожу на репетиции, но выступать стал реже, вот и решил — пусть волосы растут».

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ