В сложном современном мире приобретает особую ценность все, что объединяет людей и способствует их взаимопониманию. Универсальное значение принадлежит в этом плане классической музыке. Сорок лет назад это понял молодой венесуэльский дирижер и композитор Хосе Антонио Абреу, который разработал смелый проект музыкальной революции, способной изменить и вылечить от болезни брошенную на обочину жизнь молодого поколения. Он выразил мнение, что самой совершенной моделью гармонических человеческих отношений является оркестр! Общее участие в оркестровом музыцировании, привычка к которому должна закладываться в раннем возрасте, не только вводит детей и подростков в богатый мир музыки, но и формирует их коллективное сознание, направленное на духовные ценности. Стоит процитировать высказывание самого доктора Абреу: «Играть вместе». Оркестр становится общиной или даже обществом. Это общество должно вдохновляться высокими целями и вливаться в семью подобных себе». Параллели с венесуэльским опытом возникли у меня во время нынешних посещений известного Мюнхенского оперного фестиваля.
Едва ли не каждый фестивальный спектакль фактически становился демонстрацией ключевой идеи «интернационального сообщества музыкантов». Совершенные результаты возникали всегда, когда к сотрудничеству привлекались лучшие исполнительские силы разных стран. Среди имен известных дирижеров, занятых подготовкой и проведением фестивальных проектов, нашлось место и для воспитанницы львовской дирижерской школы Оксаны Лынив. За ее плечами самостоятельные дирижерские шаги в Одесском театре оперы и балета, должность руководителя симфонического оркестра немецкого города Бамберга. Показательно, что с последним коллективом она исполнила и записала по заказу немецкого радио Третью симфонию Бориса Лятошинского, убежденная в том, что творчество выдающегося украинского композитора требует более широкой популяризации среди западных слушателей. Ныне Оксана работает в Баварской государственной опере, одном из самых престижных репертуарных оперных театров мира.
НЫНЕ ВОСПИТАННИЦА ЛЬВОВСКОЙ ДИРИЖЕРСКОЙ ШКОЛЫ ОКСАНА ЛЫНИВ РАБОТАЕТ В БАВАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОПЕРЕ, ОДНОМ ИЗ САМЫХ ПРЕСТИЖНЫХ РЕПЕРТУАРНЫХ ОПЕРНЫХ ТЕАТРОВ МИРА / ФОТО С САЙТА IOA-MANAGEMENT.COM
Во время нынешнего фестиваля Оксана Лынив выступила в роли дирижера-постановщика оперы современного датского композитора Пола Руденса «Сельма Эжкова». Опера была создана в 2007 г. на основе ленты Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Можно вспомнить, что в фильме, насыщенном музыкой, говорится о драматичной судьбе и трагическом финале певицы, которая катастрофически теряла зрение и проходила сложные жизненные испытания. Опера Пола Руденса, одного из чаще всего исполняемых в мире современных композиторов Дании, прозвучала в помещении культурного комплекса Altr Kongresshale. Кроме того, Оксане Лынив было поручено представить на фестивале оперу Г.Доницетти «Лючия ди Ламмермур», которая была показана на основной сцене. Это произведение долгое время считалось визитной карточкой Национальной оперы Украины благодаря непревзойденному таланту Евгении Мирошниченко, которая выступала в заглавной партии. И в мюнхенском спектакле, который с успехом провела представительница украинской музыкальной культуры, интерес публики и критики стимулировался выступлением в партии Лючии немецкого колоратурного сопрано Дианы Домрау. Какие только награды и почетные титулы не получала эта певицы за два десятилетия успешной карьеры. Ее в разные времена называли звездой года, розой года, отмечали ее искусство премиями и наградами.
Мюнхенский оперный фестиваль постоянно формирует и обновляет свой «звездный список» выдающихся оперных певцов, которые имеют международное признание. К могиканам, чьи имена в течение многих лет не сходят с афиши Баварской государственной оперы, относятся Эдита Груберова (Словакия), Веселина Казарова (Болгария), Паата Бурчуладзе (Грузия), Анатолий Кочерга (Украина). В последние годы в букете неповторимых женских голосов рядом с выдающимся немецким сопрано Аней Хартерос появилась молодая очаровательная певица из Латвии Кристина Ополайс. На нынешнем фестивале я ее услышала в заглавной партии в опере Дж. Пуччини «Манон Леско». В этом спектакле, который поставил известный многочисленными провокациями немецкий режиссер старшего поколения Ханс Нойенфельс, она выступала в дуэте с самым популярным немецким тенором Йонасом Кауфманом. Сначала на эту роль, которая требует не только совершенных вокальных данных, но и внешней привлекательности, женственности, силы драматичных страстей в финальной сцене, была назначена росиянка Анна Нетребко, однако она не нашла общий язык с режиссером. Кристина Ополайс оказалась ее достойной конкуренткой, несмотря на то, что голос ее имеет, скорее, камерный характер, природа певицы, весь комплекс ее данных очень подходят к типу хрупких и в то же время способных к неистовым страстям героинь опер Пуччини.
Самой совершенной моделью гармонических человеческих отношений является оркестр! Общее участие в оркестровом музицировании, привычка к которому должна закладываться в раннем возрасте, не только вводит детей и подростков в богатый мир музыки, но и формирует их коллективное сознание, направленное на духовные ценности
Что касается самого спектакля, то он построен на резком контрасте скупой черно-белой графики любовных и драматичных сцен и гротескового, на грани китча решения фоновых и жанровых эпизодов. Режиссер обвиняет в трагедии героини испорченную общественную мораль, отношение мужчин-хозяев мира к женщине как дорогой игрушке, предмету манипуляций. Однако позитивный пафос спектакля заключается в утверждении непреодолимой силы чистой самоотверженной любви кавалера де Грие, трогательный образ которого в совершенстве воспроизвел Йонас Кауфман.
Международный состав работал и во втором спектакле, который я смогла посетить, в опере Дж. Верди «Дон Карлос». Его провел израильский дирижер Ашер Фиш, в заглавной партии выступил тенор из Кореи Альфред Ким, роль верного друга Карлоса и борца за справедливость маркиза ди Позы исполнил итальянский баритон Симон Пьяццола, в партии принцессы Эболы выступила российская певица Анна Смирнова, а сложная басовая партия Великого Инквизитора была поручена поляку Рафаэлю Сиваку. Однако главную нагрузку вынесли на себе в этом достаточно мрачном спектакле, насыщенном символикой и сконцентрированном на разоблачении тиранического давления на личность деспотии светской и духовной власти, прославленные немецкие оперные звезды — бас-баритон Рене Папе (король Филипп) и сопрано Аня Хартерос (Елизавета)...
Кстати, под открытым небом на площади Макс-Йозеф-плац традиционно проходят акции под названием «Опера для всех». Кроме премьер балета и оперы на Мюнхенском фестивале проходят камерные вокальные концерты и вокальные мастер-классы. Также устраивают симпозиумы по вопросам музыкального театра.
Форум пользуется колоссальной популярностью публики, которая специально приезжает не только из разных городов, но и стран.