Самый молодой главный режиссер в Украине — Евгений Лавренчук — незадолго до карантина получил статусную театральную Премию имени Леся Курбаса за спектакль «Травиата» в Одесском академическом театре оперы и балета. Событие стало резонансным прецедентом, поскольку именно за постановку оперы премия была присуждена впервые. Также спектакль прошел в лонг-лист всеукраинского театрального фестиваля-премии «ИГРА» в номинации «За лучший музыкальный спектакль».
В настоящее время Е. Лавренчук является автором свыше 30 постановок на разных украинских и зарубежных сценах по произведениям Юлиуша Словацкого, Станислава Пшибышевского, Витольда Гомбровича, Славомира Мрожека, Чеслава Милоша, Вильяма Шекспира и других. Лауреат международных европейских конкурсов и фестивалей, он осуществляет постановки, а также ведет активную педагогическую деятельность в Украине, Польше, Германии, Литве и Израиле. Автор собственной методики преподавания актерского мастерства и режиссуры — разносторонне образованный человек, экспрессивная творческая личность, что фонтанирует нестандартными мыслями и идеями. Достаточно быстро передвигаясь по жизни, между Одессой, Львовом, Киевом и другими европейскими городами, имея несколько интересных проектов в своем кейсе, Евгений, кажется, не знает слова stop. Поэтому, «Дню» стало интересно узнать, как именно карантин повлиял на ритм жизни ученика Романа Виктюка и главного режиссера Одесской оперы.
«ПОЗНАТЬ СВОЙ ХАРАКТЕР, МОЖНО ЛИ ЕГО КОРРЕКТИРОВАТЬ»
— Возможно, это будет звучать немного цинично и даже жестоко, но я очень благодарен коронавирусу за то, что дал мне возможность и такую роскошь побыть самим собой, — сознается Е. ЛАВРЕНЧУК, а потому не жалуется. Люди же по своей сути, как дети. Когда много работы, «ой, много работы, мы устали». Только нет — «ой, мы хотим на работу». А я в настоящее время нахожу гармонию. На карантине можно много всего прочитать и послушать. У меня, например, компакт-дисков от пола до потолка и столько еще даже не распакованных. Поэтому, распаковал Бриттена, Мессиана, Штокхаузена (композиторы ХХ века. — О.С.). Дальше — литература. Книжки «подползают» ко мне: сначала они лежат на полке, потом спускаются на пол, потом на табуретку, потом на парапет. Одну прочитал — положил на подоконник, взял следующую.
— Евгений, кроме того, что вы оперный, театральный режиссер, вы же еще и обучаете.
— Да, я очень много сейчас сам учусь и других учу по Zoom, провожу онлайн-курсы. Вот, например, прочитал курс по Крийя-йоги, которую я пропагандирую в Украине. Сделал курс по типологии личности, ведь это - часть специфики моей профессии. Я много читал на эту тему, преподавал, даже выдал методички. Итак, поднимали вопрос, что же такое характер человека? Все события, действия героев - шаблонные. Я подумал, как у Лины Костенко, - «а как же человек? А что же человек? ». Мы страдаем или чем-то восхищаемся и думаем, что наши реакции на стрессы или другие раздражения эксклюзивные. На самом деле, все наши реакции - шаблонные. Количество шаблонов не бесконечно - их всего 12. Этот шаблон и есть наш характер. Узнать свой характер, можно ли его корректировать, изменить, как узнать характер окружающих тебя людей, примеры из драматургии, литературы - это и есть база этого курса. Очень интересная штука не только для художников, актеров, но и для всех-всех-всех, кто имеет что-то общее с другим человеком, а это почти все, кто не работает в зоопарке. Тем не надо ... Эти онлайн-курсы можно отследить на моих страницах в фейсбуке и в инстаграмме, в конце концов на странице Первой украинской школы театра и кино, где я являюсь ректором. Там, кстати, у нас очень активную жизнь: я веду онлайн-курс режиссеров, а этот курс типологии личности - был открыт для всех.
— А как же спектакли ведущих театров мира онлайн?
— Я не смотрю онлайн-спектакли, поскольку терпеть этого не могу. Это не мое абсолютно. Я иногда медитирую и думаю, что в действительности природа нам дала такую возможность побыть в тишине, самим с собой. До этого это был бред, суета, иллюзия жизни, иллюзия какой-то активности. А в действительности, сколько той активности в той жизни было? Очень мало, потому что это был сплошной бред. А теперь мы получили самих себя такими, какими есть, получили наши отношения с близкими — такими, каковыми они в действительности есть. Без всяких иллюзий, декораций в виде бреда. В чистом виде. И получается, что это не карантин сейчас, наоборот — мы пришли к самим себе. До этого — то был карантин. Мы выйдем из него совсем другими людьми, и это будет классно. Природа нас заставила приблизиться к самим себе.
«ДАЛЬШЕ — БУДЕМ ДЕЛАТЬ ВСЕ НА ТАКОМ МАКСИМАЛЬНО КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ, КАК МЫ ЭТО УМЕЕМ»
— А как же куча проектов, планов, сроки?
— Если ты говоришь о хороших, умных, правильных вещах, то они спокойно распространяются и на другие отрасли, другие виды деятельности. Я только что говорил о типологии характера, и о том, что нам кажется, что наша проблема личная и она локальна. Она же является шаблонной и касается всех. Интересная штука: мы в настоящее время страдаем о проектах. В действительности, это касается всех, и никто никого не будет обвинять. Все хотели все сделать, была куча планов, а теперь все «расслабились». Ты думаешь: «А что же сказать людям? А когда это будет?». Но на этот вопрос все отвечают одинаково: «Мы ничего сейчас сказать не можем, подождем, когда что-то будет известно». Мы действительно сейчас абсолютно ничего не знаем. И я говорю это иронически и сознательно, потому что не я один оказался в такой ситуации. В этой ситуации нужно расслабиться и ничего не планировать.
— И все же?
— Запустились мои проекты в Одесской Опере — «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского. Во Львове — «Cosi fan tutte» / «Так делают все» В.-А. Моцарта с Coloratura Opera Lab при поддержке Львовской национальной оперы. Это одна из ведущих опер в репертуаре мировых и европейских театров, которой нет в репертуаре ни одного оперного театра нашей страны, — будет звучать у нас open air. Впервые эта опера была тоже поставлена во Львове еще в 1927 году, силами оперной студии Польской консерватории. Мы осуществляем эту постановку в сотрудничестве с молодыми музыкантами со всей Украины.
В планах также один драматический проект.
Мы получили на наши проекты гранты в Украинском культурном Фонде. Может что-то сдвинется по срокам, но ничего не забывается и никуда не девается — оно есть в портфеле и точно когда-то реализуется.
— Один из грантов, который вы выиграли в лоте «Перестройка международных связей», — это «Opera UA 2020». Что именно будет проходить в рамках этого проекта?
— Это грант на проведение международной оперной конференции, которая впервые также состоялась в прошлом году в Одессе. Сначала это должна быть поездка украинской оперной делегации в Финляндию на конференцию Opera Europe в Хельсинки, а затем европейская делегация приедет уже в Одессу. Сейчас пока это не переносится. Однако, мы победили, получили деньги, и это не может не радовать наше эго. Дальше — будем смотреть и делать все на таком максимально качественном уровне, как мы это умеем.
— И несколько слов о Первой украинской школе театра и кино, где вы являетесь ректором, и ее планах?
— Мы разворачиваемся по всей Украине и открываем филиал во Львове, потом — в Киеве. До сентября должны были это сделать. Поэтому, будет позже, не страшно. То есть, у меня позитивное настроение — никакого «пораженчества», и я даже не рвусь в бой. Все как-то будет. Будет классно.