Музей, который владеет самой масштабной коллекцией текстильных произведений этой выдающейся украинской художницы (более 100 единиц), представил сейчас 15 монументальных гобеленов по случаю дней памяти мастерицы, которая отошла в вечность год назад (не дожив месяц до своего 85-летия).
На протяжении последних пяти десятилетий Л. Жоголь воплощала свои замыслы в цветочно-растительных композициях гобеленов, сценических шелковых полотен для интерьеров общественных заведений и параллельно работала — ярко, образно, самобытно — над тематическими циклами, которые условно можно назвать так: «Чернобыльская трагедия», «Времена года», «Киев», «Цветы», где доминируют романтически-возвышенные, мажорные мотивы, хотя иногда встречаются и драматичные. В целом художнице была свойственна незаурядная композиционная одаренность. Она проявлялась в произведениях, где балансировала между архитектурно-пейзажным, орнаментально-растительным и натюрмортным жанрами. Собственно, у нее и не «чистый» пейзаж, и не «чистый» натюрморт, а сложный синтетический жанр, часто с ассоциативным подтекстом, где, хотя и сохранены черты каждого жанра, но главными остаются основные принципы декоративного искусства — обобщенность образа, условность и плоскость фигуративного изображения. Верность Жоголь классическому гобелену на основе гладкого ткачества прослеживалась всегда в ее творческой наработке.
Людмила Жоголь была наделена редким даром — находить в натуре безграничное разнообразие мотивов, за будничностью которых ощущаем многозначительную жизнь природы, изменчивость ее состояний в разные времена года, которые вызывают иногда радость, а иногда печаль.
Художница всегда глубоко чувствовала неуловимые тонкости характера украинской природы — ее пейзажей и ландшафтов со всеми особенностями их растительности. Искала новые средства образного воссоздания тонкой внутренней связи между человеком и природой, проявляя свой особенный взгляд на природу, свою индивидуальную поэтику.
Так, выстраданная тема Чернобыля проходит лейтмотивом через все творчество Людмилы Жоголь: от фатальных событий вплоть до самого начала 1990-х. Циклу гобеленов, посвященных чернобыльской трагедии (30-ю годовщину которой мы отметили в этом году), присуща достаточно выразительная лирико-философская направленность. В «Чернобыльском цикле» мастерица продолжает «цветочную сюиту», которая звучала еще в конце 1970-х — в начале 1980-х. Но после 1986 года видим другое восприятие цветочных мотивов. Гобелены этого цикла поражают острым, как никогда, ощущением драматичных состояний природы в столкновении сил, которые находятся в противоборстве. Эти гобелены хоть и имеют выразительную лирическую расцветку, однако это не просто воссоздание любимых уголков или мотивов родной природы — это состояние человека, чье сердце пронимает боль, вызванная ужасной трагедией. В каждом произведении этого цикла есть своя философская драма: переходное состояние природы «от печали к радости» в триптихе «И будет день, и будет жизнь» (1987), контрастное столкновение «темноты и света» в гобелене «Первая или последняя трава» (1989).
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»
В гобеленах из цикла «Времена года», который создавался на протяжении 1980—2000 гг., украинская природа предстает во всем разнообразии. В них особенно рельефно проявилось мастерство Л.Жоголь превращать натурные наблюдения и впечатления в гобелены, где отражаются ее поиски фактур, цветовых сочетаний, разных формотворческих моментов («Майские луга», «Лето»). В «весенне-летних» гобеленах из цикла «Времена года», как в конце ХХ века, так и в начале ХХІ, важной для нее оставалась тема именно «украинского пейзажа», который подтверждает элегически спокойная горизонтальная композиция «Стельмаховы росы», где Жоголь стремилась создать гармоничный мир вдумчивого созерцания, в котором можно найти душевное равновесие, развеять сомнения и печали.
«Я родилась в Киеве в 1930-м. Моя судьба складывалась так, что я с детских лет чувствовала трудности. Война в одиннадцать лет сделала меня сразу взрослой...», — вспоминала Л.Е. Жоголь. С 1948 г. коренная киевлянка Людмила Недопако (девичья фамилия художницы) училась в Киевском государственном художественном институте (КГХИ) на факультете прикладного искусства, откуда в 1951 г. студентов-прикладников перевели во Львов в новообразованный Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (ЛГИПДИ), в частности на факультет художественного текстиля, который Людмила окончила в 1954 г. Дальше была ее учеба в аспирантуре Академии архитектуры УССР (1954—1957), после завершения которой в конце 1950-х — начале 1960-х гг. художница, успешно защитила кандидатскую диссертацию, работала в системе Академии архитектуры, а после ее реорганизации — в Академии строительства и архитектуры УССР.
Людмила Жоголь была человеком талантливым и деятельным. Она была примером творческого горения, которое не угасало до ее последнего вздоха. Важным вкладом Л. Жоголь в развитие украинского декоративного искусства ХХ века стали и ее теоретические исследования, которые базировались на широком практическом опыте мастерицы: это такие печатные труды, как «Ткани в интерьере» (1968), «Декоративное искусство в интерьере жилья» (1973), «Декоративное искусство в современном интерьере» (1986), «Декоративно-прикладное искусство Украинской УССР» (в соавторстве, 1986) и тому подобное.
Все эти годы она преклонялась перед искусством — была верна ему и только ему — нераздельно, непрестанно, самозабвенно. Об этом свидетельствовали и масштабные персональные выставки периода независимости Украины, которые очаровывали зрителей своей неповторимой красотой в разных странах — Украине, ОАЭ, России, Греции, Македонии, Норвегии, Франции: такой было триумфальное шествие произведений Людмилы Жоголь в начале нового тысячелетия.
Выставка будет работать до 12 августа.