Оперная студия Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского — одна из самых интересных театральных центров, ведь большинство ее исполнителей — студенты и аспиранты Академии, которые стремятся модернизировать оперное исполнение в нашей стране.
За 70 лет своей деятельности Оперная студия сформировала свое творческое кредо: глубокое уважение к классическому искусству, смелые поиски, оригинальность творческого мышления, высокий исполнительский пафос. Здесь творчески росли такие выдающиеся оперные исполнители как Д. Гнатюк, Л. Забилястая, П. Кармалюк, Е. Колесник, Н. Кондратюк, А. Кочерга, Е. Мирошниченко, А. Мокренко, В. Пивоваров, К. Радченко, М. Стефюк, А. Соловьяненко и многие другие.
О настоящем и будущем Оперной студии рассказывает ректор НМАУ Владимир Иванович РОЖОК.
— Недавно открылась новая специальность — музыкальная режиссура. Какие режиссерские постановки состоялись на сцене Оперной студии?
— Работа над подготовкой специалистов по музыкальной режиссуре расширила репертуар Оперной студии. Смелое экспериментирование всегда связано с творчеством молодежи, чего так не хватает солидным академическим театрам. Новые оперные постановки осуществлены молодыми перспективными режиссерами. Так, «Джанни Скикки», последняя опера из триптиха Дж. Пуччини, идеально отвечает эстетическим симпатиям и темпераменту молодого режиссера Виталия Пальчикова, блестящая премьера которой состоялась в 2008 году. Яркое динамичное действо, удивительная пластичность, калейдоскопичность неожиданных режиссерских решений были достойно оценены зрителем.
С появлением кафедры музыкальной режиссуры значительно расширился репертуар оперной студии. Молодые студенты-режиссеры перенимают опыт и знания у педагогов-профессионалов. Свидетельством этому стала и опера «Палата № 6»). Молодой режиссер В. Сенько динамично, мобильно, а главное — убедительно передал насыщенность действия в опере В. Зубицкого...
Но, к большому сожалению, государство мало внимания обращает на высокопрофессиональное искусство. Досадно, ведь каждый образованный человек знает, что оперное искусство интеллектуально питает нацию. Без высоких моральных идеалов, воплощенных в оперных произведениях, мы не сможем идентифицировать себя с европейским сообществом. Финансовых проблем у нас очень много: это и недофинансирование, ведь бюджетом выделены средства только на заработную плату. Обо всем остальном, в чем так остро нуждается оперная студия — костюмы, свет, декорации, — не приходится и мечтать. Особенно нелегко обновить сценический реквизит, потому что это довольно дорого. Но все же мы надеемся, что государство сможет помочь решить этот сложный для нас вопрос. Кстати, сценический реквизит, освещение, все технические средства, необходимые для полноценной деятельности театра, не обновлялись еще с тех 50-х годов, когда студии было предоставлено новое помещение. Мы собственными силами создали новые декорации, пошили новые костюмы для оперы П. Чайковского «Иоланта», которую блестяще поставила наша выпускница Ирина Нестеренко. Но это, как говорят, капля в море. Поэтому самостоятельно, без поддержки государства, мы не разрешим такую сложную ситуацию.
— Какие творческие проекты в ближайшее время будут воплощены на сцене оперной студии?
— Сейчас ведутся переговоры на высоком дипломатическом уровне о постановке на нашей сцене оперы всемирно известного аргентинского композитора Астора Пьяццолли «Мария де Буэнос-Айрес». Эту работу проводит аспирантка кафедры музыкальной режиссуры Елена Савчук. Наш выпускник 2008 г. Виталий Пальчиков собирается поставить «Умницу» Карл Орфа при поддержке посольства ФРГ в Украине. Планов на ближайшее будущее у нас много — следите за афишами.