Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заберите у него клавиатуру

30 мая, 2012 - 11:59
ФОТО С САЙТА kinopoisk.ru

Новый фильм Саши Барона Коэна «Диктатор» не стал кинематографическим откровением, однако, безусловно, затмил другие премьеры месяца в яркости рекламной кампании. Публичные появления британского комика в образе правителя вымышленной североафриканской страны Вадии «генерала-адмирала» Аладдина в бороде и пышном мундире, верхом на верблюде, в сопровождении сексуальных телохранительниц привлекают толпы журналистов и зевак даже на Каннском фестивале. Впрочем, Коэн всегда умел обратить на себя внимание.

Хотя в «Диктаторе» режиссером-постановщиком, как и в предыдущих комедиях «Борат» и «Бруно», числится Ларри Чарльз, фактический автор проекта, безусловно, Саша Барон — он автор сценария, продюсер и исполнитель главной роли. Согласно сюжету, Аладдин, Верховный Правитель Вадии, прибывает в Нью-Йорк, чтобы выступить в ООН и убедить мировую общественность не вмешиваться в его внутренние диктаторские дела. США, со своей стороны, очень хотят вмешаться, дабы предотвратить разработку Аладдином атомной бомбы. В результате заговора правитель оказывается на улице без своей знаменитой бороды, и дальше начинается та же история, что в «Борате» и «Бруно», — похождения экзотичного чужака в неготовом к этой встрече западном обществе.

Сатира на диктатора — достаточно легкий и беспроигрышный жанр, поскольку любой тиран эксцентричен сам по себе — другое дело, что управляемый им народ также вынужден поголовно принимать участие в далеко не безобидных фарсах. Фильмы Коэна регулярно запрещают в тех или иных странах, как правило, с авторитарными режимами. «Диктатору» уже отказано в прокате в Таджикистане. Наверняка в ближайшие дни последует еще ряд запретов. Каждый раз претензия одна и та же: дескать, Коэн оскорбил тот или иной народ.

Однако если Ларри с Сашей и обижают какую-либо страну, то в первую очередь это США. Американцы всегда выглядят у них смехотворно. В «Диктаторе» целый магазин вместе с персоналом и покупателями послушно «ложится» под Аладдина, позволяя ему править железной рукой. Меган Фокс в роли самой себя продается тирану за золото — шпилька в адрес актрисы, таланты которой критики характеризуют как порнографические. Американцы в целом предстают как зануды, глупцы, параноики и корыстолюбцы, американские политики — и того хуже. Для вышучивания и тех, и других Коэн и Чарльз не жалеют желчи.

Столь же традиционная слабая сторона работ этого дуэта — юмор. По большей части он остается на уровне туповатых подростковых анекдотов. Почему Аладдин и его приближенные говорят сплошь на английском, старательно имитируя некий южный акцент? Потому что сценарист считает это смешным. Почему представитель Китая в ООН — озабоченный гомосексуалист, почему двойник Аладдина пытается подоить телохранительницу как корову — по той же причине. Ряд можно продолжать до бесконечности.

Это, конечно, не умаляет таланта Коэна как актера. Аладдин получился у него достаточно убедительный; кроме того, когда он появляется у других режиссеров — например, у Скорсезе в «Хранителе времени» или у Тима Бертона в «Суинни Тодде» — его игра выше всяких похвал. Проблема в том, что ему просто нельзя давать писать сценарии.

Сколько бы пошлыми и банальными были многие сцены «Диктатора», Коэн, тем не менее, сделал, что хотел: поднял скандал, подразнил диктаторов и в очередной раз всласть поиздевался над Америкой.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ