Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Задача искусства — делать массаж атрофированных мышц коллективного сознания»

Украину посетили две знаковые мировые личности: эпатажный куратор, теоретик искусства, сделавший итальянских художников звездами современной арт-сцены, — Акилле Бонито Олива и легендарный скульптор из Польши Кшиштоф Беднарский с выставкой «Привидение бродит»
17 октября, 2013 - 19:41
ВСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ СОСРЕДОТАЧИВАЕТСЯ ВОКРУГ КОННОТАЦИЙ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРНЫХ ТЕМ «ГРУППОВОГО ПОРТРЕТА» И «ТОТАЛЬНОГО ПОРТРЕТА КАРЛА МАРКСА» С 1970-х ДО НАШИХ ДНЕЙ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Украина приобщилась ко всеобщему культурному процессу. До 23 октября в Национальной академии искусства и архитектуры Украины будет проходить выставка произведений Кшиштофа Беднарского «Призрак бродит». Вся экспозиция сосредоточивается вокруг коннотаций развития скульптурных тем «Группового портрета» и «Тотального портрета Карла Маркса» с 1970-х до наших дней.

Куратором выставки выступил критик современного искусства Акилле Бонито Олива — куратор 45-го Венецианской биеннале, легендарный автор термина «трансавангард» и исследователь художников современности — от Франческо Клементе до Джека Кунса.

Синьор Олива является признанным критиком современного искусства, по-видимому, одним из самых уважаемых. Он профессор истории современного искусства в Римском университете «Ла Сапиенца». Был куратором тематических и междисциплинарных выставок в Италии и за рубежом, в том числе Contemporanea, Aperto 80, Avanguardiatransavanguardia, Arteedepressione, Minimalia; удостоен нескольких премий, среди них — Valentinod’Oro, Международной премии для искусствоведов.

КУРАТОРОМ ПРОЕКТА «ПРИЗРАК БРОДИТ» ВЫСТУПИЛ ЛЕГЕНДАРНЫЙ КРИТИК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА АКИЛЛЕ БОНИТО ОЛИВА, АВТОР ТЕРМИНА «ТРАНСАВАНГАРД» / ФОТО НИКОЛАЯ    ТИМЧЕНКО / «День»

— Кшиштоф Беднарский комментирует скульптурами ситуацию в Польше и строит метафоры для политических взглядов общества, — подчеркнул Акилле Бонито ОЛИВА, куратор выставки. — Маркс  в исполнении Беднарского подлежит постоянной реинтерпретации в зависимости от культурной и политической среды. Когда смотрю на его произведения, я задумываюсь о политической ответственности: моей, вашей, для каждого — своей! Для Кшиштофа этот вопрос тоже актуален. Это размышление корригирует и измеряет критическую дистанцию относительно искусства, которая всегда так или иначе политически ангажирована.

В Киеве Акилле Бонито Олива прочитал лекцию о современном искусстве в Национальном художественном музее. Говорил об искусстве после 2000 года. В частности о постмодерне — переходном периоде, на протяжении которого развернулись разные диалоги, взорвался кризис гуманитарных наук и кризис экономический. Но была и большая эйфория мира, который в 1980-х переживал время всеобщей и тотальной свободы. Безусловно, большой праздник наступил, когда упала Берлинский стена.

ВСЕГО ЗА 35 ЛЕТ КШИШТОФ БЕДНАРСКИЙ СОЗДАЛ ИЗ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ, АЛЮМИНИЯ И БРОНЗЫ НЕСКОЛЬКО СОТЕН СКУЛЬПТУРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ГОЛОВЫ МАРКСА. ОБЪЕДИНЯЮТ ВСЕ ЭТИ РАБОТЫ ИРОНИЧНОСТЬ, ПРОВОКАЦИОННОСТЬ, МНОГОЗНАЧНОСТЬ — КАК ПРИЗЫВ К ДИАЛОГУ СО ЗРИТЕЛЕМ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Олива говорил и о трансавангарде как об «искусстве освобождающем, без каких-либо ограничений, то есть искусстве даже в чем-то развращенном, которое готово на все, в том числе вести диалог с художниками, представляющими абстракционизм и другие направления в искусстве вплоть до полихромии. После политической «оргии» 1960-х и в знаменитом 1968 году художники чувствовали себя наказанными, во всем было верховенство политики. Потом, когда наступил кризис марксизма и других движений, стали рассуждать о преодолении догматичного виденья искусства. То есть после этого «освобождения», которое знаменует трансавангард, мы начали продвигаться к концу ХХ века. Но мы остаемся в рамках постмодернизма — того, что зовется «концом больших метанарративов» и того, что я называю «трансавангардом».

А в 1990-е принципы трансавангарда начинают применяться с использованием объектов, инсталляции, смешивания архитектуры, живописи и скульптуры. Это, например, Джефф Кунс в Америке, Дмитриевич в Хорватии и мн. др. Художники, которые переносят главную точку за счет использования того, что я называю «совокупностью объектов», объектов повседневности. Наряду с потерей идеологии распространяется эротизм, влекущий за собой падение морали. Впоследствии уже за счет травматического события 11 сентября 2001 года наступил шок, который встряхнул всю систему искусства»!

В чем главная функция искусства сегодня? Как считает арт-критик, «производить, создавать новые познавательные процессы, экзальтировать субъективность зрителя, миксовать и создавать интерактивность. И самое главное — делать массаж атрофированных мышц коллективного сознания».

Основой выставки «Призрак бродит» Кшиштофа Беднарского является развитие скульптурных тем «Тотального портрета Карла Маркса» и «Группового портрета». На выставке в Национальной академии искусств Украины художник совмещает критику идеологии и критику порабощенного общества Польши.

— Мы рады представить в Киеве одного из наиболее интересных современных польских художников, — сказал директор Польского Института в Киеве Ярослав ГОДУН. — На выставке можно увидеть 16 работ и три видеопроекции. Творчество Беднарского является лучшим проявлением польской культуры, которая склонна к  освещению  важных  политических тем с помощью чувства юмора. Кшиштоф Беднарский начинал свой творческий путь на исходе 1980-х. Тогда  набрало силы  движение «Солидарность», которое  привело к  демократическим  изменениям, а польская  культура всегда предшествовала изменениям...

Интерактивность работ Беднарского убедительно прослеживалась в инсталляции «Распродажа Маркса» (Marxs for sale,1999), во время которой скульптуры разноцветных голов Маркса были выставлены в витрине римского магазина модной одежды Fendissime с надписью «Распродажа». Сейчас работы из серии «Тотальный портрет Карла Маркса» находятся в коллекциях и музеях Польши, Италии, Франции, Германии, Венгрии, Литвы и других стран.

Всего за 35 лет К. Беднарский создал из эпоксидной смолы, алюминия и бронзы несколько сотен скульптурных изображений головы Маркса. Соединяют все работы ироничность, провокационность, многозначительность как призыв к диалогу со зрителем. Так, «зеленая голова Маркса» ратует за права «зеленых», розовая пятиметровая фаллическая колонна из голов экспонировалась в центральном парке в Будапеште, и, по идее скульптора, призвана помочь венграм победить  стресс от воспоминаний о восстании против коммунистического режима в 1956 г. и его жестоком подавлении советскими войсками. Колонна — веселый яркий фонтан — дает возможность посмотреть на Карла Маркса, который ассоциируется с советским режимом, с улыбкой. Он больше не страшный, он — смешной! Еще одна скульптурная композиция представлена в Национальном музее Вроцлава. Она носит название «Птичник» — в головах Маркса, образующих колонну, сделаны отверстия, чтобы... птицы могли вить внутри гнезда.

Напомним, Кшиштоф Беднарский родился в 1953 г. в Кракове. В 1978-ом окончил Академию изобразительных искусств в Варшаве (мастерская профессора Ежи Ярнушкевича и профессора Оскара Хансена). Активно занимался разными творческими дисциплинами, в свое время был тесно связан с театром Ежи Гротовского, для которого в 1976-1981 году проектировал плакаты. С 1986 г. живет в Риме, но интенсивно присутствует на польской художественной сцене. Ранние работы мастера касались коммунистической пропаганды («Тотальный портрет Карла Маркса», 1978) и общественно-политической ситуации в Польше в период военного состояния (Victoria-Victoria, 1983 г., ныне в Национальном музее в Кракове).

Самая известная работа — скульптурная инсталляция «Моби Дик», 1987 (сейчас в коллекции отдела «ms2» Музея искусства в Лодзе, является своеобразной иконой скульптурного искусства Польши последних двух десятилетий XX века). Автор надгробного памятника Кшиштофу Кеслевскому (Варшава, 1997 г.), памятника «Встреча с Федерико Феллини» (Римини, в 1994 г.), памятника Фридерику Шопену Lanotebleue (Вена, 2010 г.). Участник нескольких сотен коллективных выставок. Лауреат награды имени Катажины Кобро, 2004 г., и награды «Золотая сова Полонии», Вена, 2012 г.

Выставка и лекционные мероприятия в Киеве проводятся  при поддержке Национальной академии искусств Украины, Польского института в Киеве, Итальянского института культуры в Украине, Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

София КУЩ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ