Действительно, Бертольд Брехт, как и многие обычные смертные, очень
не любил находиться в одиночестве в своей писательской берлоге. Симпатичный
ловелас «ростом как ядреная сельдь, зато с агрессивностью ягуара», как
высказалась о нем Элизабет Гауптман, с удовольствием наслаждался обществом
юных дам даже во время процесса сочинительства. Не удивительно, что почти
все его машинистки довольно быстро становились его любовницами. Но действительно
ли они были соавторами? Доказать это первым попробовал в 1994 году американский
профессор Джон Фуэги. В монографии «Brecht & Со» он попытался доказать,
что фактически настоящим автором брехтовских шедевров «Трехгрошовая опера»
и «Святая Иоанна Скотобоен» (обе, кстати, являются перелицовкой уже существующих
пьес Джона Гея и Бернарда Шоу) была Элизабет Гауптман. В этом году американский
ученый выпустил новое, значительно дополненное, издание своей книги — и
этот 1100-страничный труд, бесспорно, является самой провокационной новинкой
по случаю брехтовского юбилея.
Тема «Брехт и женщины» затронута и в недавно опубликованном исследовании
Михеля Ручки и Юргена Теллера «Потаенный Брехт — прогулки по Берлину».
Авторы, в отличие от нетерпимого американца, относятся к этой теме снисходительно
и даже несколько фривольно. «В конце концов, — пишут они, — увлекаться
одной женщиной — это могло быть воспринято как стремление иметь частную
собственность». Не случайно, кажется, упоминается в цитируемой монографии
факт, что немецкие шестидесятники, бунтуя против пуританской социалистической
морали времен ГДР, апеллировали именно к любовному опыту Брехта.
Как бы там ни было, а знаменитый писатель предстает в глазах нынешних
читателей как неординарный, не чуждый обычным человеческим чувствам и страстям
человек, а не как «бронзовый классик», которого пыталась создать из Брехта
коммунистическая пропаганда.