Что делает актер-мужчина, когда он недоволен собственной творческой судьбой? К сожалению, нередко садится на кухне, пьет кофе с водкой или водку с кофе, жалуется на жизнь и винит в своих неудачах обстоятельства и других людей, которые «его не понимают».
Что делает актриса, когда ее талант не ценится должным образом в родном театре, роли ее обходят, режиссеры ее «не видят», а неудовлетворенные творческие силы без надлежащего использования тают быстрее, чем коварный возраст? Она со свойственной женщине конкретикой берется за дело и играет моноспектакли на основе любимого литературного материала. И жизнь, и творчество насыщенно продолжаются...
Именно это творческое и жизненное мужество представили зрителям участницы Первого международного театрального фестиваля моноспектаклей женщин-актрис «Мария», который состоялся в театре «Сузір’я». Настоящее созвездие актерских талантов собрали последние сентябрьские дни в Киеве. 150-летию звезды украинской сцены Марии Константиновны Заньковецкой, ее бессмертной памяти посвятили свой фестиваль выдающиеся актрисы Украины, Польши, Беларуси, России.
Открывала программу инициатор и идейный вдохновитель фестиваля народная артистка Украины, лауреат премии имени М. Заньковецкой Лариса Кадырова (Киев, Национальный академический драматический театр им. И. Франко) спектаклем «Приданое любви» по произведению Габриэля Гарсии Маркеса «Любовная отповедь супругу в кресле» (режиссер — народный артист Алексей Кужельный). Богатейшая полифония чувств и психологических состояний, воссозданная актрисой, неистовство темперамента, изысканность движений и жестов, вибрации бархатного голоса особенно ярко выделяют Кадырову среди современных украинских актрис. В большинстве своих работ, а особенно в «Приданом любви», она парадоксально сочетает интеллектуальную утонченность с бурной эмоциональностью. Актриса проживает трагедию женского одиночества как свою собственную. Но не плачет над ней, а преодолевает силой характера, творческой и женской волей.
Работа Л. Кадыровой в произведении Маркеса словно вторит творческой силе европейской, мировой грани артистического таланта М. Заньковецкой, которую приглашали на императорские сцены России, таланта, перед которым преклонялись прославленные миром творцы.
Народная артистка Украины Лидия Кушкова (Днепропетровск, академический музыкально-драматический театр им. Т. Шев ченко) сама себе режиссер. Она влюбила зрителей в свою «Кайдашиху» — не самый привлекательный персонаж повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева сім’я». Переплетая классический хрестоматийный текст с собственными комментариями, замечаниями от имени самой Кайдашихи, разговаривая с публикой, особенно с молодежью, одаривая ее за верные ответы бубличками и конфетами, Кушкова захватывает присутствующих поэтичностью народного быта, красотой национального наряда и платков, остроумием украинского юмора. Она напоминает и растолковывает потерянные старые слова и выражения нашего языка, пробуждая нашу генетическую память и знание жемчужин украинской классической литературы — сокровищницы нашей культуры.
Естественность, непринужденность, предельная искренность актрисы Лидии Кушковой во всех ее сценических образах созвучна органичной правде проживания роли Марией Заньковецкой, что и вознесло ее артистический гений над заурядным большинством украинского актерства.
Наталья Вощилова, актриса, которая начинала в Запорожье, работала в США, а сейчас живет в Польше (Познань) , порадовала сказкой-клоунадой «Маленькая счастливая монетка» по мотивам английской народной сказки. Маленькие зрители из детских садов и начальной школы прекрасно понимали английский язык актрисы (современные дети!), бойко и правильно называли буквы английского алфавита, которые она совершенно невероятно показывала своим телом, сочувствовали различным персонажам, в которых мгновенно перевоплощалась актриса. «Smile!» — англоязычное приглашение к улыбке становилось в ее устах не только призывом к веселью, но и философией жизни, ее опорой.
Клоунада Натальи Вощиловой отражает знание иностранных языков дворянки Марии Константиновны Адасовской (Заньковецкой), воспитанницы пансиона, мужественно-грустной улыбке ее фотографий, парадоксальной выразительности знаменитой артистки, которая в жизни курила не папиросы, а трубку, и феерически играла комедийные роли вопреки трагедии разрыва с изменчивым любимым.
Заслуженная артистка Беларуси Галина Бальчевская (Минск, Национальный академический театр им. Янки Купалы) в моноспектакле «Догоріла свічечка» Олеся Петраскевича (режиссер Григорий Баровик) была олицетворением самой Беларуси, которая выстояла в коллективизации и оккупации, пережила голод и Чернобыльскую катастрофу. Она живет, помнит, радуется солнышку и земле, имеет силы удивляться и терпеть. Так и идет жизненным битым путем простая белорусская крестьянка актрисы Галины Бальчевской. Вопреки всему — идет. И не плачет, потому что все слезы уже выплаканы. Ее белорусский язык с твердыми шипящими и знакомыми словами понятен и близок нам, как знакома и близка судьба этой женщины, этой страны, этой жизни вопреки.
Этим «вопреки» вторит «Догоріла свічечка» судьбе и творчеству Марии Заньковецкой, которая пошла на сцену вопреки семье, гражданским законам, засияла там звездой, также играя крестьянок-страдалиц совсем иначе, чем было принято в тогдашнем театре, без искусственности, изобразительности, «комедиантства», на предельной правде проживания образа. Она вдохновенно творила вопреки цензурным ограничениям, произволу тщеславных градоначальников, унижениям со стороны властей, закулисным интригам и отступничеству любимого.
Народная артистка России Тамара Абросимова (Санкт-Петербург. Академический драматический театр им. В. Комиссаржевской) привезла на фестиваль высокую культуру классической русской литературы и лучших традиций актерского искусства русской сцены. Представление «О жизни, о смерти и о любви» (режиссер Тимур Насыров), основанное на рассказах И. Бунина («Холодная осень»). А. Чехова («Рассказ госпожи №№») и М. Лескова («Тупейный художник»). Т. Абросимова проживает несколько женских характеров как один. Речь идет не об однообразии актрисы, а о единстве судеб женщин, которые посвятили себя любви, строили на этой силе свою жизнь, свои надежды и умирали душой, потеряв любимого.
Сдержанно-страстное воплощение Т. Абросимовой темы трагической любви близко актерской теме всего творчества Марии Заньковецкой, ее героини (а она дала сценическую жизнь большинству главных женских образов украинской классической драматургии) — это подвижницы и жертвы Любви, способные на подвиг и преступление во имя Любви, на самоубийство и безумие, на величие духа в этом чувстве.
Завершала фестиваль актриса Наталья Половинка спектаклем- песней «Квітка-невіста». Странное, волшебное представление — «концерт для голоса и исполнителя», воплощенное Мастерской песни на сцене Молодежного театра им. Леся Курбаса (Львов) и сыграно-спетое по всей земле. Наталья виртуозно играет-поет старинные народные песни, которые заставляют трепетать ваши нервы, клетки, сердце, память. Она возвращает вас к корням, к глубинам украинской души, к взлету ваших чувств.
Ее игра-пение вторит вокальному богатству голоса Марии Заньковецкой, его широкому диапазону от звонких высот сопрано до низких обертонов меццо. Мария Константиновна, Маруся Адасовская, училась пению у своих сельских подруг из села Заньки и знала множество украинских народных песен, выразительно используя их в своих драматических ролях. Песня, спетая вместе с Николаем Садовским, объединила их в великой любви. Заньковецкая шлифовала свой голос уроками в Петербургской консерватории, ей пророчили оперную карьеру... Она потеряла голос после тяжелого дифтерита. Но со сцены говорила так выразительно, что ее и поныне слышит вся Украина...
Фестиваль «Мария» имел красивый пролог — презентацию драгоценного и уникального по материалу книги-альбома, созданного сотрудниками Киевского музея М. Заньковецкой, «Талан. Життя і творчість Марії Заньковецької» (издательство «Мистецтво»). Фестиваль украсила выставка из фондов этого музея (директор Наталья Бабанская). Эпилогом фестиваля «Мария» стал круглый стол «Актриса» («Измерения актерского мастерства современной Актрисы»), где говорилось о сложной судьбе женщины-актрисы в театре и в личной жизни, о ее мечтах, путях реализации таланта и о надежде на то, что фестиваль «Мария» станет ежегодным. Ведь у него такие полномочные, серьезные, ответственные, сознательные «родители» — Министерство культуры и искусств Украины, Киевское главное управление культуры, искусств и охраны культурного наследия, Всеукраинское общество «Просвіта» имени Т. Г. Шевченко, «Шевченківський фонд — ХХI століття», Международная благотворительная организация «Международный институт театра» (Украинский центр), Мастерская театрального искусства «Сузір’я».
В надежде и без надежды — «Smile!» — улыбайтесь! Как-то оно будет...