В конце прошлой недели в киевском Кризисном медиацентре состоялся круглый стол на тему «Гражданское общество за прозрачные конкурсные процедуры в сфере культуры»
Одной из новостей мероприятия стало выдвижение кандидатуры основательницы журнала Art-Ukraine Наталии Заболотной на замещение вакантной должности директора Национального художественного музея.
Впрочем, большая часть выступлений касалась того, как сегодня работает Закон о конкурсах в культуре (полное официальное название — Закон Украины № 955-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных заведений культуры»). В беседе, кроме Заболотной, приняли участие журналист и телеведущий Юрий Макаров, галерист Евгений Карась, глава правления ОО «ВО «Креативная Украина» Виктор Гриза, издатель, президент БО «Фонд культурных инициатив ArtHuss» Константин Кожемяка, продюсер Елена Матвиенко, эксперт «Реанимационного пакета реформ» Елена Салата.
Выступающие подчеркивали проблемы с практическим применением закона. В частности, отмечалась заангажированность той части членов конкурсных комиссий, которые назначаются государством. Программы кандидатов на руководящие должности не обнародуются и публично не обсуждаются. Нет предусмотренной законом видеотрансляции заседаний комиссий, а собственно критерии отбора кандидатов размыты.
Активисты предложили ввести обязательные публичные отчеты руководителей заведений культуры через год после назначения на должности, выработать четкие критерии оценки программ, прописать личную ответственность членов комиссий за принятые решения. Среди более конкретных предложений — намерение «Реанимационного пакета реформ» быть частью всех конкурсных процедур и обещание Константина Кожемяки обеспечить прямую интернет-трансляцию всех заседаний комиссий.
Елена МАТВИЕНКО:
— Запрос общества на культурный продукт не пересекается с видением государства. Закон очень прогрессивный, но будет работать он, только когда государство четко поймет, какая у него стратегия культурного развития страны. Программы кандидатов должны отвечать этой стратегии. Только общество может адекватно оценить эти программы. Но они нигде не публикуются, лишь зачитываются перед комиссиями.
Виктор ГРИЗА:
— Даже у непорочного зачатия были Святой Дух и Благая Весть. Так вот в реформах в сфере культуры пока что нет ни Святого Духа, ни Благой Вести.
Евгений КАРАСЬ:
— Общество, особенно коммуникации, развивается очень быстрыми темпами. А государство как будто до сих пор находится в ХХ веке и, прикрываясь недостаточными ресурсами, заставляет нас оставаться в средневековье. Не хватает интернет-ресурсов. 50% проблем — это недостаток информации, недостаток публичности. Украинские власти не обеспечены современными каналами информации и открытости. Гражданское общество состоится тогда, когда все будет открыто на всех стадиях. И еще: управление культурой нужно переводить в экспертную плоскость. Именно эксперты по своим критериям могут сказать, хорошо или плохо работает культурное учреждение — независимо от количества проданных билетов. Нам нужно создать авторитетные экспертные советы, которые бы оценивали возможности и потенциал того или иного руководителя. Есть вещи, которые лежат только в экспертной плоскости.
Юрий МАКАРОВ:
— Я считаю, что конкурсы в нынешних условиях — это костыли. Нужен был какой-то инструмент для смены элит. Что касается программы — я не очень представляю, нужна ли была Андре Мальро программа для руководства французским министерством культуры. Здесь речь идет о доверии и его делегировании. Вообще, мы с вами пребываем в поле очень субъективных процессов и оценок. И я не уверен, что все это можно формализовать. Я согласен с паном Евгением, что нам нужны более совершенные коммуникации, большее количество площадок для привлечения профессиональной общественности, чтобы творческая среда коммуницировала не по принципу внутренних междусобойчиков. Здесь все очень субъективно. И эту субъективность нужно переводить в публичное пространство. Только тогда эта сумма субъективностей может превратиться в объективность. А надеяться, что мы здесь придумаем какие-то идеальные правила игры, по которым дальше все покатится, — наивно.
***
Конкурс на замещение должности директора Национального художественного музея состоится через два месяца.