Современному театру присущ поиск новых форм и выразительных средств. Одна из самых ярких премьер 75-го театрального сезона Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра — «Ніч на полонині» по одноименной поэтической драме Александра Олеся. Этой премьерой театр, который теперь базируется в Северодонецке, не только утверждает свою гражданскую позицию (к слову, на нынешнем Международном театральном фестивале «Мельпомена Таврії» он получил диплом «За гражданский выбор, мужество и преданное служение театру»). Полностью оправдывая свои «статусные» звания — и украинский, и академический, и музыкально-драматический, в трактовке «Ночі на полонині» он почти приблизился к абсолюту, сыграв спектакль почти ночью, почти в вековечном лесу. Точнее, на базе зеленого туризма «Чумацька криниця» на Херсонщине.
Постановщик спектакля Сергей Павлюк отметил, что премьера должна была состояться в октябре 2014 года, но, к сожалению, этого не произошло. Полгода тому назад режиссеру из Херсона предложили вернуть постановку, и хотя работалось трудно, потому что из старого состава остался только один артист балета, все пришлось делать заново. Но на все свое время и место, и спектакль подтверждает этот тезис.
Если поспорить, копирует ли искусство жизнь, или жизнь копирует искусство, вмешивается природа, замолкают сторонники как одного, так и противоположного тезиса. Им остается только очарованно созерцать, как стираются, «размываются» грани: между зрительским залом и сценой (потому что зала, как такового, нет), между словом и его пластическим выражением. Еще Артур Конан-Дойль предостерегал выходить на болото в ночное время, когда силы зла господствуют всевластно. В «Ночі на полонині» мавки, черти и лесные чудовища тоже господствуют, но критерии самого понятия зла, носителями которого они должны быть, размываются, тонкие грани реальности и сна под яркими звездами майской ночи становятся почти прозрачными. Извечная история о «там, де двоє, там весілля, а де троє — перші ягоди журби» прорастает своим сильным и древним корнем в наше языческое подсознательное — может, потому она так близка нам всем. Глубина Карпатских гор, где разворачиваются события драмы, не ограничена и не форматирована театральным пространством — время действия не просто совпадает с обозначенным в драме, оно становится им. Ведь, когда на землю приходит ночь, природа, продолжая жить по своим законам, позволяет человеку приблизиться, заглянуть в щелочку: а что там, в другом измерении? А там — молодой овчар Иван (Владимир Благий), который был безгранично влюблен в свою невесту Марийку (Анастасия Адначева-Пономаренко) до тех пор, пока его не встречает красавица Мавка (Вероника Золотоверхая). А в нее, в свою очередь, влюблен Черт (Евгений Мерзляков), и лучше бы человеку не становиться на его пути. Так же как Лукаш из «Лісової пісні» Леси Украинки и Грыць из многочисленных вариаций легенды о Марусе Чурай, Иван, проявив двойственность души, предает прежде всего себя. В противостоянии земного и потустороннего погибает земное — Марийка, став после смерти мавкой, продолжая таким образом вечное противостояние восхода солнца и мрака.
Стоит особенно отметить исполнительницу роли Мавки, Веронику Золотоверхую. Ее персонаж по своей природе не полностью принадлежит к демоническим силам, ведь мавки когда-то были людьми, и в ее порывистости, неуверенности, иногда даже детской наивности проглядывает глубинная память ребенка, обреченного на такую злую долю. Ребенок может быть жестоким, для него это нормально — и Мавка пренебрежительно бросает Черту «Я не люблю тебя, но ты сделай для меня все, что я скажу». Ребенок нуждается в любви — всей, которая есть, сполна, невзирая ни на кого. Девочка, которая выросла мавкой, но полюбила парня...
«Ніч на полонині» — это лебединая песня Александра Олеся. Драматическая поэма написана в эмиграции, где писатель вынужден был длительное время жить и умереть вскоре после вести о мученической смерти сына. Молодой коллектив Луганского театра оказался в ситуации «из дома домой» — Украина одна, однако родины две: одна его сцена осталась в так называемой «ЛНР», другая, нынешняя — в Северодонецке. А по большому счету, его родина — Украина, куда он спектаклем «Ніч на полонині» возвращает одного из самых лиричных украинских поэтов ХХ века. И рано или поздно, но сбудутся слова главного героя драмы — Ивана: «Ні, ні! Ти ще цвітеш і досі! Побите градом заросте...»