Главная героиня полнометражного дебюта грузинской режиссера Деа КУЛУМБЕГАШВИЛИ «Начало» (Dasatskisi, Грузия-Франция) — Яна (Иамзе СУХИТАШВИЛИ) — в прошлом актриса, а теперь школьная учительница и домохозяйка, мать сына Гиорги и жена Давида — лидера общины свидетелей Иеговы в провинциальном городке. Фильм начинается с молитвы, которая обрывается настоящим терактом: Свидетелей запирают в молитвенном доме и забрасывают коктейлями Молотова. Покушение обходится без жертв, однако расследование не дает надежд на справедливость, полиция советует забрать заявление — поскольку горожане настроены глубоко враждебно против иеговистов.
Но этот фильм — вовсе не о религиозном противостоянии или проблеме нетерпимости. Сюжет развивается вокруг Яны; ее внутренний кризис ускоряют поджог и появление бесцеремонного следователя по имени Алекс, который преследует героиню, в полной мере используя свой властный статус.
Здесь нет ничего общего с «классическим» (то есть советским) грузинским кино. Ни юмора, ни лирики, никаких искрометных диалогов и протяжных песен. Среди продюсеров фильма значится звезда мексиканской режиссуры, неоднократный лауреат Каннского фестиваля Карлос РЕЙГАДАС. Кулумбегашвили в определенных моментах опирается на его стилистику, и все же ее манера оригинальна. Длинные планы, снятые неподвижной камерой, кадр, имеющий цветовую насыщенность, подобную полотнам позднего Ренессанса (оператор — Арсений ХАЧАТУРЯН), неторопливый ритм, который не мешает нарастающему напряжению. Некоторые сцены целиком состоят из наблюдения за Яной, которая бродит днем и ночью по городу и его окрестностям, затерянная в своей жизни и мыслях. В один момент она просто замирает на огромное по экранными меркам время, и кажется, что она в глубоком сне или даже умерла, пока не прибегает сын, чтобы разбудить ее — и это оцепенение красноречивее любых слов. Никакого другого финала, кроме максимально разрушительного, здесь не может быть.
По сути, перед нами современная история Медеи — архетипической героини (кстати, почитаемой в Грузии), которая преодолевает ужас патриархата еще большим ужасом — самой страшной жертвой. Действуя сдержанными средствами, Кулумбегашвили создала на экране высокую трагедию, заявив о себе как зрелой режиссерке уже на самом старте.
«Начало» произвело настоящую сенсацию на фестивале в Сан-Себастьяне (Испания), собрав все главные награды: Гран-при за лучший фильм, «Серебряные раковины» за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль и Приз жюри за лучший сценарий.