На сцене Киевского академического Молодого театра «произошла» «Обыкновенная история».
Именно такое название у премьерного спектакля, который поставил Тарас Криворученко по пьесе современного украинского автора Марии Ладо (она сейчас живет в Москве). Кстати, это драматическое произведение очень популярно не только в Украине, а и в странах дальнего и ближнего зарубежья (ныне количество сценических версий по пьесе Ладо — около 80), так что можно было бы организовать своеобразный фестиваль одной пьесы. Что же привлекает современных режиссеров в этой действительно простой, будничной и сентиментальной истории? Дело в том, что действие в произведении происходит... в хлеве, а все действующие лица поделились на два мира — людей и животных. Поэтому наличие в тексте пьесы таких героев, как Свинья, Собака, Петух, Корова и Конь открывают для актеров дополнительные возможности: им следует с особой трогательностью и чувственностью создать «характеры» животных, не превратившись в ординарных героев из детского спектакля.
В спектакле в Молодом театре актерам, кажется, удалось передать главные смысловые акценты драматического произведения Марии Ладо, которые сводятся в единую философию: мир животных намного чище, честнее и прозрачнее, чем мир людей, ведь для них являются непонятными такие вещи, как импичмент, аборт и другие, они не умеют лицемерить и играть в жизни различные роли, в зависимости от ситуации. А еще — животные способны любить, кстати, даже тех, кто их уничтожает, умеют извинять даже людей, которые в суетной, иногда нелогичной жизни забывают о главном, теряют истинные духовные и моральные ценности. Не напрасно, по «теории» автора пьесы, в раю, среди ангелов, так мало людей — только животные и дети — «маленькие люди».
Спектакль Тараса Криворученко, наряду с точностью режиссерского решения, а также реалистичностью сценографии — хлев в украинском селе, с обычными для него атрибутами — является в первую очередь актерским. Особенно неожиданным выглядит мир животных, каждое из которых обладает чисто человеческим характером. Так, мудрый, старый Конь (Валерий Шептекита) мало говорит, только кое-где с горечью и пониманием при помощи звуков реагирует на бессмысленные действия людей. У непосредственной, смешной и трогательной Свиньи (Татьяна Стебловская), несмотря на привычку постоянно есть, высокие мечты — она хочет летать, и, кстати, эта мечта осуществляется, ведь после гибели от руки собственного хозяина, она становится Ангелом. Ее розовый, даже несколько сказочный наряд, наивные реплики и потом — неожиданная гибель заставляет зрителя сочувствовать и жалеть «героиню». Другой герой — Петух (Александр Галафутник) — хвастливый, пестрый, однако трусливый (псевдоум хлева), поскольку его умение повторять радио воспринимается остальными животными как своеобразная просветительская миссия. Милая, добрая Корова (Светлана Бочарова) постоянно жует и ждет появления теленка, удивляется миру людей, их сомнениям в отношении потребности рожать ребенка и таким важным для них домашним заботам. Энергичный и верный Пес (Игорь Портянко) — герой, который по эпической традиции не может оставаться в стороне от человеческих дел. Из уст героев- животных кое-где звучат очень меткие реплики, они являются носителями важной философии жизни. Например, Свинья, которая не отличается тонким умом, но ей удается стать Ангелом, дает понять, что нет ничего лучшего, чем Жизнь на земле, даже, если она совсем нерайская. Кроме того, именно животные решают спасти ребенка молодой девушки Даши (Лилиана Ребрик), и «помочь» ему родиться.
Композиционно спектакль Тараса Криворученко построен таким образом, что зритель постепенно переключает свое внимание из мира животных на мир людей. И вот уже главным сюжетным узлом является выяснение отношений между двумя семьями — «правильными родителями» Даши, которая забеременела от нежелательного для отца «претендента», а также семьи, где нет денег, хозяйства, а отец злоупотребляет водкой, однако в ней царит внутреннее благородство. Но люди находят возможность для понимания, акценты смещаются, и добро становится единственной силой — центром двух миров.
В течение второго действия, вплоть до финала, средствами создания комического являются актерские и режиссерские изобретения, которые отвечают сценическому менталитету украинской комедии (например, прятанье водки в хлеве, игра на гармошке, которая воспринимается довольно сентиментально). И, по-видимому, ни у кого из зрителей не возникает сомнения в том, что все закончится счастливо, ведь может ли быть иначе — в такой доброй, бытовой, простой «Обыкновенной истории»?