Роман-дипломант Всеукраинского конкурса романов и киносценариев «Коронация слова» оказался в моих руках именно из-за интригующего названия, которое склоняло больше в сторону интеллектуального детектива или к философскому роману. Однако фамилии авторов Светланы Горбань и Натали Лапиной — неоднократных дипломанток разных литературных конкурсов — опровергли все фантазии... Их творение называется «Надія. Сплутані пазли» (издательство «Країна мрій», 2011 г.).
В действительности история Надежды — это история всех женских романов — сочетание пламени и льда, белого и черного, сочетание, которое должно было бы создавать в конце «лав стори» гармоничный покой между мужчиной и женщиной, ожидаемый счастливый конец. Будто бы и банальный ход: она, Надежда, — девочка дороги, брошенная или выброшенная судьбой на автодорогу, и он — бизнесмен, обеспеченный мужчина с большим жизненным опытом. Дорога соединяет их, дорога дает им шанс оказаться вместе.
Начало едва можно назвать оригинальным — дорогой автомобиль, дорогой мужчина, бедная сиротка с огнем в глазах, последующая страсть и любовь, соперники и победы. Но вот дальше, неожиданно, авторы романа пошли за пределы женских романов, за рамки завершающей фразы «...и жили они долго и счастливо». По прихоти авторской воли Надежда и Кирилл поженились. Но часто ли нам, читателям, дают такой случай: заглянуть в зазеркалье, узнать, как дальше сложится жизнь двух счастливых героев. В нашем случае сломанная жизнь девчонки-босячки, которая убегает от отца-бизнесмена-бандита, которая и до сих пор страдает из-за смерти матери от рака, и взрослого мужчины, обеспеченного от и до, с устойчивыми жизненными и моральными принципами, который держит собственную фирму и живет по законам того же бизнеса, отдавая ему все свое время. То есть что происходит после эмоциональной вспышки между такими разными людьми, как складывается их жизнь, их отношения через несколько лет. Интересный психологический эксперимент авторы передают через впечатления других людей, других героев, словно отстраняясь от жизни своих главных персонажей. Как результат — мы оказываемся на квартире давнего любимого Наденьки, музыканта-алкоголика, который однажды утром обнаруживает у себя под окнами дорогой автомобиль и исхудавшую женщину, в которой узнает свою прежнюю любимую. И опять в книге появляется страшное слово «рак». Рак — как болезнь безвыходного положения и потери перспективы, так, по крайней мере, объясняют его появление некоторые психологи. Преодолен ли он у героини?
Очевидно, законы жанра нарушать нельзя, но и на блестящий и твердый счастливый финал читатель может не надеяться. Кажется, именно эта призрачная надежда, надежда распутать жизненные пазлы, собрать их вместе и попробовать прожить дальше свою собственную жизнь, вот именно такую призрачную иллюзию будут выписывать авторы произведения. Роман с каждым новым пазлом превращается из простой любовной истории в сложные взаимоотношения женщины и мужчины, работы и семьи, социальных вопросов состояния медицинской отрасли, раковых заболеваний. Так пазлы строят социально-психологическую плоскость, в которой есть значительно больше пространства не только для поисков интересных фабульных сюжетов, но и читательских впечатлений и мыслей по поводу. Именно поэтому «Пазли» стоит читать упрямо до конца, ведь новый поворот может внезапно появиться вполне неожиданно.
Текст легкий для чтения, насыщенный разными приемами: и монологами героев, и диалогами, воспоминаниями и приключениями, небольшими описаниями, одним словом, качественная городская проза.