«Девушка с татуировкой дракона» (по одноименному бестселлеру шведа Стига Ларсона) начинается с эпизода, весьма похожего на такие же прологи в поздних фильмах «бондианы»: пластичная компьютерная анимация, в которой переплетаются женские, мужские тела, вспышки пламени, контрастные цвета, потоки каких-то веществ. Не хватает разве что самого Бонда, но вскоре появляется и он в лице любимца массовой аудитории, нынешнего исполнителя роли агента 007 — Дениэла Крейга, правда, он играет роль журналиста-расследователя Микаэля Блумквиста.
Впрочем, герой этой истории — в смысле героизма, а не времени пребывания на экране — здесь именно девушка с татуировкой, частный детектив, бисексуалка и психопатка Лисбет Саландер в точном исполнении Руны Мары.
Молодая актриса справилась с задачей: сделала Лисбет инфернальной, не по годам взрослой и при этом похожей на мрачного подростка. Жаль, что режиссер значительно смягчил ситуации, в которые Лисбет попадает в романе, не показав в полной мере неадекватность этого действительно интересного персонажа — а это было бы нелишним для психологического обоснования ее проблем с законом, да и сделало бы сам образ более объемным. Что касается Крейга, то он здесь играет того же Бонда, правда, пассивного — несмотря на мужественную и невозмутимую внешность, почти во всех опасных ситуациях последнее слово остается за Лисбет-Марой. Вероятно, режиссер как раз и закладывал такой несколько комичный контраст: беспомощный мачо под защитой городской амазонки.
Роман Ларсона довольно популярен, его шведскую и теперь уже американскую киноверсии видело множество людей, так что смысла пересказывать сюжет нет. Дэвид Финчер, знаменитый по другой экранизации — «Бойцовского клуба» Чака Паланика, умело нагнетает напряжение, прописывает неожиданные, сбивающие зрителя с толку драматургические повороты, эффектно выстраивает как сцены насилия, так и эротические эпизоды.
Слабые места выявляются ближе к финалу. Слишком уж очевиден был главный злодей из-за назначения на эту роль известного актера с характерно негативным обаянием. Во-вторых, в конце фильм кажется явно затянутым — режиссер хочет развязать все узлы, наказать всех плохих людей, вытянуть все основные романные линии, однако хватает через край и переполняет последние полчаса не особо нужной сюжетной информацией. Но общего впечатления это не портит. «Девушка с татуировкой дракона» — это безусловная удача Финчера, не столь художественная, сколь коммерческая — но это же, в конце концов, именно мейнстримное, коммерческое кино.