Исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося мастера украинского слова. Олесь Гончар свой творческий путь начал с новелл и рассказов в 1938 году. А уже в 1947 вышел его роман-трилогия «Знаменоносцы», который стал знаковым в украинской литературе. Даже более. Как написал в предисловии к семитомному изданию произведений писателя Иван Драч, «есть отдельные, даже редкие книги — события, которые оставляют след не только в душе читателя, но и в сердце целого народа. К таким книгам относятся «Знаменоносцы».
В 1974 г., к 30-летию победы над фашизмом, главный режиссер Львовского академического драматического театра им. Марии Заньковецкой Сергей Данченко обратился к Олесю Терентьевичу с просьбой разрешить инсценизацию романа «Знаменоносцы». Как вспоминала жена писателя, Валентина Даниловна, Олесь Терентьевич «был на расстоянии, не принимал в этом участия — это было дело театра, которому он полностью доверял». Главным художником спектакля был утвержден Мирон Киприян, а вот что касается музыки, то у Данченко возникла чуть ли не фантастическая в то время идея...
Вот как об этом вспоминает львовский поэт, ныне главный редактор журнала «Дзвін» Роман Кудлык:
— Как-то тогдашний режиссер Театра им. М. Заньковецкой Сергей Данченко поделился со мной замыслом: он планирует создать спектакль по роману «Знаменоносцы» Олеся Гончара.
— И нужен мне композитор.
— Ну, по-моему, в Львове их хватает — хороших и разных...
— А что бы ты сказал, если бы я пригласил Ивасюка?
Меня эта идея Сергея по-настоящему увлекла. Я пообещал познакомить их, разыскал Володю, он был немного смущен приглашением, однако согласился ... Кое-кто насторожено встретил его выбор композитора: все-таки писать музыку к спектаклям — дело специфическое. Но как прекрасно справился с ним Володя!
Михаил Ивасюк в повести «Монолог перед обличчям сина» также вспоминал о том периоде, в частности, он пишет, что «для Володи было настоящим праздником то, что С. Данченко инсценизировал роман «Знаменоносцы» и предложил ему писать музыку к спектаклю». Владимир писал отцу в двадцатых числах января 1975 года (письмо получено 23 января): «Я работаю над «Знаменоносцами» и несколько дней назад уже кое-что показывал главному режиссеру. Все было единодушно одобрено и через несколько дней я буду в Киеве, где запишу фонограммы этой музыки. На премьере будет Гончар, будут товарищи из обкомов и т.д., так что мероприятие серьезное». А в одном из интервью Ивасюк рассказывал: «Это, конечно, очень ответственная работа, ведь произведение стало классикой и любимым произведением нашего народа. Тем более, что на сцене оно будет ставится впервые. Сам процесс был очень сложный, долгие разговоры с режиссером, который во многом мне помог. Музыка была написана, и я записал ее в Киеве вместе с симфоническим оркестром.
Эта работа интересна еще и тем, что в пьесе есть три песни на тексты, которые созданы Гончаром еще до того, как был написан роман. Насколько помню, говорил режиссер, это были стихотворения, которые легли в основу будущего романа».
Сестра Владимира Галина Михайловна Ивасюк-Крыса вспоминала, как это было непросто — записать фонограммы для всего спектакля. Во Львове это сделать было негде, поэтому Владимир и поехал в столицу...
Как пишет Роман Кудлык, спектакль еще только готовился, а «песню из него о полковом знамени уже напевали все актеры, занятые и незанятые в спектакле. И это не на репетициях, а так, для себя. Песня была какая-то солнечно-чистая, неповторимая своей торжественностью и лиризмом, сразу запоминалась, и мы с нетерпением ждали спектакля».
Об этом спектакле вспоминает известная актриса Лариса Кадырова, которая играла роль Шуры Ясногорской: «Музыка вообще удивительная в этом спектакле. Володя Ивасюк сидел в зале у нас на каждой репетиции. Он был и тогда, когда мы репетировали сцену приезда Шуры Ясногорской на фронт. Еще музыки не было. Я читала монолог. И он подошел ко мне и спрашивает, как можно плакать, когда тебе говорят: «Заплачь!». Ну, мне никто не говорил плакать, просто по роли — если ты едешь счастливая, сейчас твоя встреча с тем, кого ты любишь, которую ты ждала так долго, не замечая ран, бомб, взрывов, той страшной картины, которую несет война. И когда вдруг это обрывается, и ты узнаешь, что этого не может быть (Шура узнает, что Брянский погиб), тогда хочешь — не хочешь, а возникает сопереживание, включается твое нутро».
Володя говорит: «Это удивительно!».
И я тогда спрашиваю у него: «Как ты пишешь музыку? Такие удивительные мелодии?»
— Я беру их из воздуха, из звуков, из воды. Она мне нашептывает это все...
Песня, которую он написал, — удивительная песня. Она была как квинтэссенция всего спектакля. Ему Бог дал музыкальный талант и он был в нем, как рыба в воде».
Камертоном спектакля я назвала бы песню «Полкове знамено». Тогдашняя театральная критика очень высоко оценила работу львовян, а на Всесоюзном конкурсе театральных спектаклей «Знаменоносцы» получили первую премию.
Эпизод, о котором вспоминает Лариса Кадырова, сопровождается удивительной музыкой, на которой светится отблеск гения. Она, как и почти все инструментальные произведения Владимира Ивасюка, просто лежала в архиве композитора, который хранил отец Михаил Ивасюк. И только в 1989 году он передал это произведение талантливым скрипачам Людмиле Шапко и Павлу Чоботову, которые включили «Мелодию» в свой репертуар и открыли почитателям творчества Ивасюка еще одну грань его таланта. Ныне на Украинском радио сохранилась запись радиоспектакля «Знаменоносцы» — там звучит эта музыка в исполнении симфонического оркестра.
Песня «Полкове знамено» также не забыта — и сегодня она есть в репертуаре известного актера Анатолия Хостикоева: «В творческом плане у меня было прекрасное начало. Я получил первоклассную роль молодого лейтенанта Черныша в «Знаменоносцах» Гончара. Писатель разрешил делать инсценизацию романа только Сергею Данченко. В Киеве подобный спектакль не шел. Олесь Гончар приехал к нам на премьеру и со слезами на глазах сказал, что, посмотрев моего Черныша, вспомнил себя в молодости».
Вот как это было в спектакле. «Сразу после завершения эпического зачина Воронцова, — пишет театровед Ростислав Коломиец, — на сцене возникала пластическая композиция: однополчане Черныш — Анатолий Хостикоев с гитарой, Брянский — Богдан Козак и Сагайда — Федор Стригун, которые и вплетали эту песню в ткань спектакля: «Я завтра їду на Вкраїну,// Яку покинув так давно.// Цілую, ставши на коліна,// Своє полкове знамено»...
Это не было музыкальным оформлением в обычном понимании, а — способом договоренности театра со зрителем. Предлагались не выстрелы и взрывы, не патриотическая декламация, а задушевный разговор о человеке на войне. Они пели как будто без расчета на публику — для себя, о себе...»
Опять хочется обратиться к воспоминанию Валентины Даниловны Гончар. Вот что она сказала о том дне 19 марта 1975 года, когда состоялась премьера «Знаменоносцев»:
— Впечатление в целом было неплохое, хотя Олесь Терентьевич говорил, что немного недостает спектаклю динамики. Но более всего Олесю Терентьевичу понравилась музыка.
Владимир Ивасюк после первой премьеры (вторая должна быть на следующий день) взволнованно писал отцу, с каким успехом прошел спектакль, а «Гончар пожал мне руку»!
О музыке Ивасюка к «Знаменоносцам» писали во всех рецензиях, отмечая ее органичность, напряженность, бурность, даже детективность. Спектакль прошел с триумфом, и, как вспоминает Лариса Кадырова, где бы не гастролировал Львовский театр с этим спектаклем, всегда он сопровождался огромным успехом у зрителей. К сожалению, вскоре после трагической гибели композитора сгорели декорации спектакля. И ныне он существует только в радиоварианте, а что касается музыки, то только некоторые ее фрагменты сохранились в архиве композитора и ныне их можно услышать в Мемориальном музее Владимира Ивасюка в Черновцах. Там хранится и афиша премьеры. Это особая афиша: на ней — автографы едва ли не всех участников той выдающейся премьеры. В частности, Сергея Данченко, который написал Владимиру: «Володя! Поздравляю! Хочу встретиться еще не раз!», Кость Губенко написал так: «Пусть музыка Ивасюка всегда будет такой же прекрасной!». Пожелали Владимиру успехов актеры: Виталий Розстальный и Юрий Брилинский, Богдан Козак и Богдан Ступка, Лариса Кадырова и Наталья Миносян. А кто-то выразил такое желание, чтобы Владимир вообще был штатным композитором театра. Федор Стригун, наверное, еще под чарами песни «Полкове знамено» написал: «Я завтра їду на Вкраїну!». В 2001 году Федор Николаевич посетил Музей Ивасюка, вспомнил спектакль и записал в книге отзывов: «Давайте уважать и любить Володю Ивасюка, потому что при жизни он нами был и недолюбленый, и недоласканый, и недоуважаемый. Мы не совсем понимали, рядом с кем живем»...
«Знаменоносцы» стали большим успехом молодого композитора. После него Владимир Ивасюк перешел из ранга «автора», как его называли в официальных кругах, в ранг композитора. Но он был очень скромен и воспитан, чтобы использовать это. Приехав в родной город, он в интервью Черновицкому областному радио сказал: «В этом году, где-то я рассказывал о постановке «Знаменоносцев» во Львове, на сцене Театра им. Марии Заньковецкой. Об успехе, который имел этот спектакль, о хорошем отношении слушателей города и республики, т.е. зрителей города и республики и также о том, что этот спектакль выдвинут на соискание премии им. Т.Г. Шевченко. Это, собственно, такой маленький итог работы за этот год». Даже не вспомнил о себе!
Поэтому так странно и больно было слушать автора фильма «Владимир Ивасюк. Жизнь — оборванная струна», когда он говорил об Олесе Гончаре как о молодом драматурге, а о работе над музыкой — что «Знаменоносцы» высасывали его». Очевидно, автор имел в виду совсем другую вещь — заказанную Ивасюку в 1977 году Министерством культуры кантату «Чуття єдиної родини», которую Владимир так и не закончил. Когда дело касается гениев, нужно быть осторожным и точным.
Весной 1979 года не стало Владимира Ивасюка, а в сентябре умер старейший в то время композитор — ему исполнилось 100 лет — Станислав Людкевич, также львовянин. Олесь Терентьевич Гончар записал в своем дневнике 10 сентября, что не стало двух больших композиторов — старейшего Людкевича и самого младшего Ивасюка. «Велика Украина, много талантов у нее, а заменить их некому». С тех пор прошло почти 30 лет, более 12 лет нет с нами и Олеся Гончара, а заменить их некому.
«День» выражает благодарность зав. отделом фондов Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка Наталье Мороз за помощь в подготовке материала.