Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Золотая альтернатива

Журналист «Дня» стал автором уникальной энциклопедии
22 июня, 2005 - 20:48

Эта книжная новинка появилась на прилавках без излишнего шума и ажиотажа. Ни презентаций, ни особого внимания прессы. Между тем «Альтернативная культура. Энциклопедия» — издание во многих отношениях весьма любопытное.

Начать, конечно, следует с того, что авторы подавляющего большинства статей — украинцы, киевляне, среди которых наиболее известны искусствовед Олег Сидор-Гибелинда, корреспондент отдела культуры нашей газеты, киновед Дмитрий Десятерик, а также один из основателей скандально известной организации конца 1980-х «Лучи чучхе» Дмитрий Полюхович, бывший анархист, а ныне тележурналист Владимир Задирака, известный остротой своего пера контркультурный журналист Владимир Нестеренко и начинающий кинематографист Аксинья Курина.

Заказчиком и издателем книги выступило российское (Москва—Екатеринбург) издательство «Ультра.Культура»: именно они около двух лет назад вышли с соответствующим предложением на Дмитрия Десятерика, который в итоге стал составителем, редактором и автором значительной части статей. Сама «Ультра.Культура» имеет пока еще короткую, но бурную историю. Руководит им известный рок-поэт (автор текстов к большинству песен свердловских-екатеринбургских рок- групп, таких, в частности, как «Наутилус Помпилиус») Илья Кормильцев. Специализируются «ультракультурщики» на радикальной литературе всех мастей и жанров во всех областях — от политики до изобразительного искусства, дружат с соответствующими российскими деятелями (тем же Лимоновым, к примеру), из-за чего имеют регулярные неприятности с ФСБ. Экстремизм левый и правый, психоделическая революция, эксперимент с ЛСД, стихи и проза литературных экспериментаторов — то есть поле для деятельности у них более чем обширное, тем паче, что эту нишу на постсоветском издательском рынке просто никто не занимает. Одним словом, «Энциклопедия» выглядит в подобном ряду вполне логично, однако справочные издания по такой тематике — внове даже для «Ультра.Культуры».

Всего в «Энциклопедии» более 140 статей. Первое, что бросается в глаза, — это эклектичность и пестрота заявляемых тем. Все смешалось — анархизм и алкоголь, байкеры и вирусы (от компьютерных до СПИДа), высоколобая «деконструкция» и жаргонное «гонево», статья о «ментах» находится между минимализмом и мейнстримом, «новая искренность» соседствует с нудизмом, в причудливый ряд выстраиваются паранойя, перверсия и перформенс (который, кстати, пишется то «перформенс», то «перформанс»), на букву «ц» значится одна-единственная «цензура» (включенная, очевидно, по принципу «врага надо знать в лицо»), зато следом идут «чернуха» и «чучхе лучи» (вышеупомянутые), ну а «попкорну» сам Бог велел разместиться рядом с «политкорректностью». Много и со знанием дела рассказано о традиционных явлениях, таких, как хиппи, панки, рок- музыка, митьки, стеб или граффити, но не меньше можно узнать и о новациях последнего десятилетия, таких, как флэшмоб, тактические медиа, ролевые игры, видео- и медиа-арт, социальные центры, альтермондиализм. Имеется и порнография, и провокация, и некрореализм, и НБП Лимонова (куда же без него). Одним словом, всего понемногу — и этакий культурно-политико-социальный винегрет на выходе. Усвояемость данной смеси читателем обеспечивается с помощью стиля, носящего на себе отчетливую печать основной, журналистской, профессии авторов книги. То есть — пишут легко, живенько (есть такое слово в нашей среде), с некоторым даже азартом и, к счастью, в большинстве случаев — со знанием предмета. Некоторые статьи весьма любопытны по своему решению — например, «постмодернизм» сам весь и состоит из цитат разномастных писателей и культурологов; роль автора (Сидор-Гибелинда) здесь и свелась к подбору этого компендиума — прекрасная характеристика явления, каковое, как известно, являет собой игру стилями и цитатами. Кое-какие тексты остроумны уже в силу формулировки вопроса, например, мини-трактат о бомбе (характеризуется В. Задиракой как «средство политической и духовной борьбы) или отличное исследование Владимиром Нестеренко феномена криминальных «бригад» (одноименный сериал отдыхает). Описаны и вовсе экзотические вещи — «милицанер» (образ «мента», преломленный в поэзии известного российского ирониста Д. А. Пригова), «шизоанализ» (есть, оказывается, такая интеллектуальная система) или «мамудизм» — это диковинное, сугубо украинское, даже восточноукраинское движение с массой шутовских ритуалов и стремлением к наслаждению, возведенным в принцип.

В целом, несмотря на упомянутую эклектичность, излишний пафос, или, наоборот, легковесность некоторых статей, книга получилась, как минимум, занимательная. Подкупает и то, что киевский коллектив авторов свое происхождение не забыл и тихой сапой ввел в издание (несмотря на сопротивление редакторов) множество украинских культурных реалий, от творчества Леся Подервянского до «южнорусской волны» в изобразительном искусстве. Так что «Энциклопедию» с полным правом можно назвать еще и путеводителем по отечественной альтернативе — проще говоря, по всему тому, что еще осталось у нас живого и яркого.

Резонный вопрос: а что мешало такую же книгу написать и выпустить здесь, в Киеве, в Украине? Но адресовать его надо уже не авторскому коллективу, а нашим дорогим издателям.

Пока же — есть справочник всяческих веселых безумств, тиражом всего 3000 экземпляров, и на книжных базарах, говорят, он иногда попадается. Так что — спешите видеть!

Александр ВОЛГИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ