В субботу, 29 января, были объявлены лауреаты американского кинофестиваля независимого кино «Санденс». Приз за лучшую режиссерскую работу Конкурса мирового игрового кино (World Cinema Dramatic Competition) получила драма Марины Эр Горбач "Клондайк" (Украина - Турция).
Аналогичную награду за лучшую режиссуру в Конкурсе мировой документалистики (World Cinema Documentary) жюри присудило еще одному фильму, снятому при участии Украины - "Дом из обломков" (A House Made Of Splinters, Украина – Дания – Швеция - Финляндия) датского документалиста Симона Леренга.
Церемония награждения проходила в режиме онлайн.
Это уже второй приз для украинского режиссера на "Санденсе" после, опять-таки, приза за режиссуру для "Земля голубая, как апельсин" Ирины ЦИЛИК в Конкурсе мировой документалистики 2020 г. С другой стороны, “Клондайк” является первым участником от Украины в World Cinema Dramatic Competition.
Марина Эр Горбач отметила: “С первых же отзывов после премьеры мы чувствовали внимание к «Клондайку». Я очень рада, что даже онлайн формат «Санденса» этого года не помешал фильму глубоко поселиться в зрительном воображении, это действительно повод для радости еще и с профессиональной наградой”.
«Клондайк» рассказывает о рядовой семье, которая оказалась в эпицентре событий вокруг авиакатастрофы рейса MH17 "Малайзийских авиалиний" 17 июля 2014 года в селе Грабово Донецкой области. Ирка (звезда картины Наталии ВОРОЖБИТ «Плохие дороги» Оксана ЧЕРКАШИНА) и Толик Сергей ШАДРИН) ожидают рождения первого ребенка, однако война врывается в их жизнь. Женщина отказывается эвакуироваться, даже когда стену их дома повреждает взрывом, а деревню захватывают вооруженные боевики. Наконец наступает день, когда обломки сбитого самолета падают недалеко от их дома – в том числе кресло с погибшим пассажиром. Одну из ролей исполнил Олег ЩЕРБИНА («Черкассы»).
Клондайк – четвертый полнометражный фильм Марины Эр Горбач, созданный в копродукции с Турцией. В мае 2021 года лента стала одним из двух кинопроектов, которые поддержало Министерство культуры и туризма Республики Турция в категории международной копродукции. В Украине проект фильма стал одним из победителей Одиннадцатого конкурсного отбора Госкино, а в Турции победил на международном конкурсе сценариев 12 Puntо медиахолдинга TRT, гарантировавшем телевизионную трансляцию фильма в эфире крупнейшего турецкого вещателя.
«Дом из обломков» снят в Донецкой области. Для Саймона Леренга Вильмонта, это уже не первая работа в нашей стране. В 2018 году он дебютировал с неигровым фильмом «Отдаленный лай собак» (Дания - Швеция - Финляндия), главный герой которого, 10-летний Олег, живет в селе Гнутово неподалеку от Мариуполя под постоянными обстрелами. Этот фильм получил первую награду Амстердамского документального кинофестиваля в номинации «Лучший дебют», попал в число 5 номинантов в категории «Лучший европейский документальный фильм» премии «Европейский киноприз 2018» и вошел в краткий список (15 кандидатов) номинантов на «Оскар» в категории «Лучший документальный полнометражный фильм» 2019 года.
«Дом из обломков» также посвящен детям. На этот раз речь идет о повседневной жизни подопечных и персонала в заведении для детей, отобранных у семей на время судебного процесса. В приюте они проводят 9 месяцев и либо возвращаются к родителям, либо попадают в интернат или приемную семью. Ситуацию чрезвычайно осложняют продолжающиеся недалеко от дома боевые действия. Работа над фильмом продолжалась 2,5 года.
Как отметил ассистент режиссера с украинской стороны Азад Сафаров: «Это самый трудный фильм, над которым нам приходилось работать. Самый трудный с эмоциональной точки зрения. Просто представьте, что переживает 12-летний ребенок, которому пьяная мама в трубку говорит, что не придет за ним и вообще он ей не нужен».
«Санденс» – самый авторитетный форум американского и мирового независимого кино в городе Парк-сити. Фестиваль был создан в 1981 году известным голливудским актером Робертом РЕДФОРДОМ (род. 1936) и назван так в честь персонажа, которого Редфорд сыграл в культовом вестерне «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969).
Парк-сити – бывший шахтерский городок. В конце 1950-х, когда рудники закрылись, город пришел в упадок. Чтобы спасти экономику, здесь открыли горнолыжный курорт. Фестиваль также способствовал возрождению места. Сегодня сюда ежегодно приезжает 600 тысяч туристов, значительная часть – именно гости кинофорума.
Нынешний "Санденс" прошел в гибридном формате с 20 по 29 января.
"Катастрофа рейса МН17 пришлась на мой день рождения"
Вот что Марина Эр Горбач рассказала "Дню" о своем фильме.
- С чего начался "Клондайк"?
– Сама катастрофа рейса МН17 пришлась на мой день рождения. А в этот день у нас еще была премьера в Одессе, мы праздновали, к тому же у меня еще недавно вторая дочь родилась. Очень эмоционально приподнятый момент – и потому эта новость так поразила. Я очень остро переживала войну и аннексию, но именно трагедия МН17 произвела очень сильное впечатление, особенно потому, что нам почти сразу предложили эвакуацию в Турцию. Попросили никому не говорить, просто быть готовыми сесть в самолет. Вот мы празднуем, вот моя сестра и мама, и здесь подходят сотрудники консульства с таким предложением. То есть опасность уже непосредственно коснулась тебя. И все равно ты этого не видишь, не видишь этот ужасный момент удара ракеты по пассажирскому авиалайнеру и происходящих потом всех тех пограничных ситуаций на земле. Собственно, эта коммуникация с воображением является основным принципом режиссерского видения в «Клондайке». Фильм целенаправленно апеллирует к зрительскому воображению. При этом я хочу не просто рассказать историю, а сделать это через свои эмоции.
- Это понятно, но ведь вы ставили перед собой определенную режиссерскую задачу?
– Я точно не думала передавать что-либо глобальное. Мне лично было очень страшно. В какой-то момент пришло понимание, что этого страха уже слишком много, что я устала от него. Наши страхи на самом деле подпитывают миф о сверхдержаве России, которая придет и всех здесь победит и обратит в рабов. У меня это вызвало протест. Невозможно все время быть в стрессе. Но, мне кажется, кино получилось гораздо глубже, чем противостояние собственным страхам или осуждение милитаризма. Используя трагедию рейса МН17 как драматургическую основу, я пытаюсь дать ответы на вопросы о людях из зоны конфликта: почему они не убегают, почему остаются там? И во вторых, не менее важно: почему там вообще идет война, почему там стреляют по их домам?
- Насколько мне известно, у вас есть своя система работы с актерами. В чем она состоит?
– Сначала мы создаем биографию героя. Это не описание, а целая история, просто начиная с того, где он или она родилась. Где семья сейчас, какие родители, во что одевались, какой характер имел в детстве, поворотные точки в жизни. То есть максимальное наполнение персонажа всеми возможными деталями еще до съемки первого кадра. Мы наращиваем эту биографию этюдными методами. Актеры приходят и так играют – когда их персонажи были маленькими, как впервые влюбились, как решали конфликты с родителями. Все, что возможно. Через 1-2 месяца такой работы актер проживает своего героя. И потом он заходит в кадр с готовым характером.
- Клондайк во многом, очевидно, держится на дуэте украинских исполнителей. Почему вы выбрали именно их?
- Я, когда еще в 2017 году представляла проект на потчинге Госкино, показывала будущих героев как персонажей картин Марии Примаченко. Я вообще верю, что люди – это животные. Для меня было очень важно найти правильные образы – так и искала исполнителей с животными признаками и инстинктами, с внешностью, которая могла бы поддержать замысел, и так же психологически, эмоционально гибких. Сергей Шадрин и Оксана Черкашина образовали на экране невероятную пару. Я восторгаюсь тем, как они выложились, и их дисциплиной. Даже когда приходилось снимать 27 дублей и было очень тяжело, особенно Оксане, потому что она работала физически, телом – все равно они находили внутренние ресурсы и шли дальше. У нас не было ни одного эпизода, где пришлось бы сказать "Ну все, все устали, стоп".
- Параллельно с вами в другом конкурсе "Санденса" будет участвовать украино-датский фильм "Дом из обломков", и он тоже затрагивает тему войны. Знаете, у меня создается впечатление, что большие фестивали и вообще мировое киносообщество заметили наше кино только тогда, когда оно заговорило о войне. Вспомните Ирину ЦИЛИК – приз в том же “Санденсе” за “Земля голубая, как апельсин”, Васяновича с “Атлантидой” и Наталью Ворожбит с “Плохими дорогами” – у обоих призы в Венеции…
– Ну, это не совсем так. Совершенно невоенный фильм Марыси Никитюк «Когда падают деревья» отобрали в 2018 году в берлинскую «Панораму», где и мы участвуем. А что касается восприятия темы войны – ничего удивительного здесь нет. Вспомните, сколько фильмов снято о Боснии. Ибо война очень заметное событие в плане драматургии. Невозможно о нем не говорить. Но сначала начинается война, а потом мы делаем о ней фильмы, к сожалению. Надеюсь, выйдут и другие картины.