Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золотой Дюк» и прекрасная Катрин

Одесский кинофестиваль определил победителей
22 июля, 2019 - 18:00
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

Центральным событием последнего дня фестиваля стал визит Катрин Денев, которая приехала в Одессу впервые.

На встрече с публикой в Театре музыкальной комедии им. М. Водяного звезда была краткой в ответах и почти непроницаемо серьезной. Созналась в любви к украинским помидорам, особенно крымским черным. Отказалась комментировать движение #MeToo и секс-скандалы в Голливуде, потому что медиа, по ее мнению, все перекручивают. Важнейшим режиссером в своей жизни назвала Франсуа Трюффо, а ключевой работой — роль в «Последнем метро» того же Трюффо. Любит театр, но не играла и не будет играть на сцене, потому что очень волнуется — даже с нынешним опытом, даже перед дружественно настроенной аудиторией.

А впрочем, в тот же вечер Катрин вышла на сцену Одесского театра оперы и балета, чтобы получить почетную награду — «Золотого  Дюка». Компанию в почестях ей составила персона не менее значимая в масштабах города — Михаил Жванецкий, который прокомментировал, все что происходило, с присущим ему юмором.

В тот же вечер объявили призеров всех трех конкурсов.

Начали с Конкурса европейской документалистики. Лучшим фильмом  жюри признало трогательную неигровую драму «Потому что мы мужики» (режиссеры — Петер Соммер, Ю. Вемуд Свендсен, Норвегия) о компании суровых татуированных мужчин, которые, объединенные в хор, поют рок-репертуар, но когда стало известно, что их дирижер тяжело болен, решили написать и спеть песню для него.

Жюри Национального конкурса оперировало 4 призами — для коротко— и полнометражных  картин. Первым же решением оно, скажем так, удивило всех, кто смотрел соревнование короткометражек: статуэтка Дюка и 50 000 гривен присуждены Оксане Казьминой за «Секрет, Девочка и Мальчик». Причина удивления в том, что это — не фильм, а, скорее, образец чисто галерейного видеоарта — полулюбительская бессюжетная зарисовка об условности гендерных ролей. Мотивы вердикта при наличии в категории действительно профессиональных картин остаются туманными. К счастью, это решение было компенсировано жюри Международной ассоциации кинопрессы — ФИПРЕСИ, которое проголосовало  за новеллу «В нашей синагоге». Молодой режиссер Иван Орленко взял за основу одноименный и, что важно, незавершенный рассказ Франца Кафки. Согласно сюжету мальчик пытается разгадать, что за таинственное существо живет в синагоге, регулярно пугая женщин. В 19 черно-белых минутах режиссеру удалось вместить и кафкианский абсурд, и упоминание о Холокосте, и трагизме человеческого бытия как такового. Получилось точно и глубоко.

В номинации национальных полных метров вполне предсказуемо лучшей актрисой назвали Ирму Витовскую-Ванцу за роль авторитарной и заботливой матери в комедии Антонио Лукича «Мысли мои тихие». Неожиданность случилась с режиссерским дебютом оператора Вадима Илькова «Папа — мамин брат», который  победил сразу в двух категориях: «Лучшая режиссура» и «Лучший фильм». Ильков показал, как известный богемный художник Анатолий Белов (кстати, он же играет себя у Оксаны Казьминой) вынужденно берет на себя роль отца из-за психической болезни своей сестры, и интересно изобразил будни нестандартной семьи. Явным лидером здесь считались «Мысли мои тихие». Но, в конечном итоге, Лукич получил не менее важные награды — приз жюри ФИПРЕСИ и Гран-при, что присуждается по итогам зрительского голосования.

Хотя главное жюри и сказало хорошие слова о каждом из 12 фильмов-участников на Международном конкурсе, лидер здесь был однозначен: «Лучшая актерская работа»  (Леван Гелбахиани), «Лучший фильм»  и Гран-при (зрительское голосование)  достались грузино-шведской драме «А потом мы танцевали» (Леван Акин). Этот фильм уже успел поднять скандал в Грузии, ведь задевает тему жизни ЛГБТ в  гомофобном обществе, да еще и в святая святых этого общества — местном балете. Особенно приятно то, что Гран-при с «А потом мы танцевали» разделил украинский фильм Наримана Алиева «Домой».

Больше об итогах Одесского кинофестиваля, а также интервью с Катрин Денев и Майком Ли читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ