Преданные почитатели театрального искусства были поражены мажорным аккордом, которым Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А. Соловьяненко открыл юбилейный 80-й театральный сезон, — сразу двумя фестивалями оперы и балета при участии звезд мировой величины.
Начался этот звездопад Международным фестивалем оперного искусства «Золотая Корона», который родился в 1998 г. в Одессе и стал одним из самых престижных международных форумов оперной музыки в Украине.
— За семь лет существования «Золотой Короны» мы познакомили ценителей оперы с более чем шестьюдесятью выдающимися исполнителями со всего мира, — рассказывает основатель и художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Донецкой оперы Василий ВАСИЛЕНКО. — Гостями фестиваля стали: Маурицио Грациани (Италия), Мики Мори (Япония), Виктория Лукьянец (Вена — Киев), Корнелий Мургу (Австрия), Шалва Мукерия (Дания), Людмила Магомедова (Германия), Иоанна Карвелас (Греция), Анна Хербст (Швейцария), Нина Шарубина (Беларусь), Мария Биешу (Молдова), Владислав Пьявко, Виктор Черноморцев и Юрий Нечаев (Россия), легенды украинской оперы Анатолий Соловьяненко и Евгения Мирошниченко и другие яркие исполнители.
С 2004 года «Золотая Корона» проводится на родине Сергея Прокофьева — на сцене Донецкого национального академического театра оперы и балета им. Соловьяненко. Нынешний фестиваль открылся оперой Джакомо Пуччини «Турандот», премьера которой прошла с аншлагом в мае этого года (дирижер-постановщик — Василий Василенко, режиссер — Александр Лебедев, Россия). Певицу Татьяну Плеханову, которую критика называла «открытием прошлого сезона», отныне можно уверенно назвать одной из лучших Турандот Украины. Отшлифовав каждый жест, каждый взгляд, искусно владея своим замечательным сопрано, певица безукоризненно воплотила образ царственной красавицы, уверенной в своей величественной миссии отмщения, независимой, чистой, божественной королевы, сердце которой растопила любовь. Чрезвычайно гармоничным оказался дуэт Турандот и Калафа, который артисты совершенствовали во время летних гастролей в Испании. В финальной сцене, провозглашая: «Мое оружие — это мой поцелуй!» — Калаф страстно поцеловал Турандот, что вызывало бурю эмоций в зале.
Благодаря партии Калафа почитатели оперы впервые познакомились с корейским тенором Ли Бьюнг Самом, обладателем чрезвычайно яркого и мощного голоса, который буквально пробивался через хор и оркестр и распространялся за пределы оперного зала. Выпускник Сеульского национального университета, Ли Бьюнг учился в консерватории Фоджии в Италии в классе маэстро Микеле Порчелли, затем совершенствовал вокальное мастерство в Риме под руководством Вальтера Катальди Тассони. Он пел в театрах Кореи, Японии, Австрии и Италии. В партии Калафа дебютировал в 2003 г. на Сицилии. Харизматичному, красивому по восточным канонам, мужественному Ли Бьюнгу даже не нужен был грим. Он продемонстрировал не только замечательный голос, но и фантастически эмоциональную актерскую игру. Все мизансцены проникнуты утонченным восточным мироощущением, мимика, взгляд, жесты создали одухотворенный образ влюбленного юноши.
В партии Лю успешно дебютировала донецкая певица, лауреат международных конкурсов Фатима Касьяненко. Сцена самопожертвования Лю, выполненная безукоризненно, не оставила равнодушным никого из слушателей. В момент, когда нежная трепетная Лю пронизывает себя кинжалом, глаза Калафа наполнились слезами (в кулуарах Ли Бьюнг Сам объяснил, что в этой сцене он вспоминает свою маму), и эта сцена глубоко поразила зрителей своей искренностью и глубиной чувств.
Замечательно звучали хор, оркестр и солисты — весь ансамбль под искусным руководством маэстро Василия Василенко. Фактически первый день задал тот высокий тон, определивший звучание всего фестиваля.
На следующий день гостей театра ожидало новое эмоциональное потрясение: опера «Риголетто» Джузеппе Верди, посвященная памяти оперной Примадонны Евгении Мирошниченко. Партию Джильды блестяще исполнила, ученица Евгении Семеновны Сусанна Чахоян — именно она подала идею таким образом почтить любимого педагога по случаю 80-летия со дня рождения. Джильда в исполнении солистки Национальной оперы Украины была настолько совершенной, что публика пережила истинное наслаждение. Чахоян создала трогательный, нежный, трепетный и одновременно трагический образ юной красавицы, каждая клеточка которой полна любви. Сцена прощания с жизнью была очень проникновенной, а лирико-колоратурное бельканто певицы настолько волшебным, что зрители едва сдерживали слезы.
Открытием для ценителей оперы стал исполнитель партии Герцога Мантуанского — солист Национальной оперы Украины Игорь Борко.
— Мастер бельканто, он очаровывает всех шедеврами мировой классики и украинской музыки мастерством, которое присуще только великим оперным певцам. В его голосе удачно сочетаются лед и пламя, виртуозность и масштабность, а достаточная мощность подчеркивает золотистый оттенок тембра — такие артисты составляют мировую славу Украины, — отметил писатель и меломан Владимир КОСКИН.
Именно об Игоре Борко знаменитый итальянский тенор Луиджи Альва с удивлением говорил: «Я не знал, что в Украине могут быть певцы такого высокого класса». Его неповторимо легкий, чистый, подобно роднику, лирический тенор очаровал собравшихся, которые слушали певца, затаив дыхание. Сегодня в Европе Игоря Борко считают лучшим Эдгаром (Доницетти «Лючия ди Ламмермур») — что ж, после фестиваля в Донецке можем с уверенностью назвать его лучшим Герцогом.
Образ Риголетто убедительно воплотил солист Донецкой оперы, лауреат международных конкурсов Александр Благодарный. Закончив Одесскую консерваторию и начав карьеру на сцене Одесского оперного театра, певец выступал на престижных сценах Европы, а сегодня является ведущим солистом Донецкой оперы. Александр Благодарный, для которого партия Риголетто — одна из самых любимых, проникновенно и искренне отобразил всю палитру переживаний сложного трагикомического образа шута, которому его дочь Джильда — дороже всего на свете.
Сусанна Чахоян, Игорь Борко, Александр Благодарный показали поистине высший класс исполнительского мастерства и актерской игры — артисты не только в совершенстве выполнили свои партии, но и глубоко пережили каждую сцену и каждую ноту.
Следующий день фестиваля потребовал от зрителей не меньших переживаний — на сцене страдала Аида в одноименной опере Джузеппе Верди (представление посвятили 60-летию творческой деятельности патриарха украинской дирижерской школы, народного артиста Украины, лауреата Шевченковской премии, профессора Юрия Луцива).
— Мастера такого высокого уровня дирижерского мастерства, как Юрий Луцив, наш театр еще не видел, — констатирует директор Донецкого оперного театра Василий РЯБЕНЬКИЙ. — Когда маэстро проводил свои репетиции, внимательно слушали его замечания всем творческим коллективом. А для наших молодых дирижеров Владимира Врублевского, Виктора Олийныка, Тараса Мартиника было честью пообщаться с Юрием Луцивым, они записали его репетиции на видео, чтобы потом анализировать и учиться...
Исполнительница партии Аиды — японская певица Мики Мори — уже завоевала любовь и благосклонность жителей Донецка и гостей города неповторимым исполнением партий Чио-Чио-сан в опере «Мадам Баттерфляй» и Лю в «Турандот». Теперь гости фестиваля могли насладиться пением и игрой Мики Мори, которая, несомненно, стала жемчужиной «Золотой Короны» в «Аиде».
Партию Радамеса исполнил Алексей Репчинский, солист Одесской национальной оперы, Амнерис — заслуженная артистка России, еще до недавнего времени прима Венской, а теперь солистка Донецкой оперы Людмила Шемчук, Амонасро — заслуженный артист Украины, солист Донецкой оперы Анатолий Воронин. И хоть «Аида» давно с успехом идет в Донецке, названный состав певцов сумел абсолютно по-новому раскрыть трагическую историю любви «Аиды», продемонстрировав блестящие вокальные данные и высокопрофессиональную актерскую игру. Алексей Репчинский, несмотря на некоторую статичность, в совершенстве провел линию образа отважного Радамеса, особенно в дуэтах и ансамблях с гордой Амнерис и нежной, трепетной Аидой, которые обе влюблены в Радамеса и готовы бороться за свою любовь. Полный трагизма, страдания и боли диалог Аиды и ее отца Амонасро (Анатолий Воронин) глубоко взволновал зрителей. Мики Мори убедительно передала чувства, которые борются в душе влюбленной рабыни-царицы: любовь к отцу, к родной земле и всепоглощающая любовь к Радамесу.
Финальным аккордом фестиваля стал гала-концерт, на котором прозвучали шедевры оперной и симфонической музыки. Украшением вечера явились японская певица Мики Мори, солист Большого театра Юрий Нечаев, Татьяна Плеханова, Анатолий Воронин, Фатима Касьяненко, Наталья Нарожная и другие. В концерте приняли участие дирижеры Юрий Луцив (кстати, учитель Василия Василенко во Львовской консерватории), Иван Гамкало (Национальная опера Украины) и представители Донецка — Василий Василенко, Тарас Микитка, Владимир Врублевский, Виктор Олийнык, Тарас Мартиник. Интересно, что по замыслу организатора форума Василия Василенко «Золотая Корона-2011» оказалась не только праздником искусства, но также мастер-классом для певцов и молодых дирижеров.
— Я поражен, все фестивальные дни было так много зрителей! В театре был настоящий праздник: оживление, потрясающие голоса, буря эмоций, новая творческая сила, энергетика — все это создало чудесный творческий климат в коллективе, — поделился впечатлениями дирижер Национальной оперы Украины Иван ГАМКАЛО. — Василий Василенко — человек с чрезвычайно мощной энергетикой, для которого жизнь — это борьба и победа, других он щедро заряжает своей энергией.
Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А. Соловьяненко, как самый лучший, увенчали «Золотой Короной», так как этот коллектив художников ежегодно покоряет творческие вершины и нынче является флагманом среди оперных театров нашей страны.