Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Золотые люди

Как это делают у них...
4 апреля, 2006 - 20:04
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ФРЕКЕН ЖУЛИ»

В Москве открылся театральный фестиваль «Золотая маска».Когда речь заходит о Российской национальной театральной премии «Золотая маска», которой исполнилось 12 лет, трудно удержаться, чтобы не вспомнить отечественную «Киевскую пектораль». Тем более, что руководство «Пекторали» накануне раздачи статуэток и конвертов с символической суммой, любит напоминать — киевская театральная премия родилась раньше московской.

Особое удовольствие распределяющим «Пектораль» чиновникам от культуры доставляют воспоминания о том, как первое награждение лучших киевских спектаклей, режиссеров, актеров, художников почтил своим визитом Олег Ефремов. Московский гость, по версии пекторального начальства, был настолько впечатлен и самой идей награждения театральных деятелей, и церемонией вручения премии, что на следующий год организовал нечто подобное в Москве.

Это «нечто подобное» вскоре превратилось в громкий национальный проект, который сегодня поддерживают государство и частный бизнес, тогда как гордящаяся своим старшинством «Пектораль», по нашей неискоренимой национальной склонности к кумовству, утратила свой былой авторитет. Обиднее всего, что «сдали» премию чиновники, что называется, за понюшку табака. Деньги победителям, как уже говорилось, дают символические, дорогими подарками или, к примеру, зарубежными поездками на престижные фестивали не балуют. Разве что вручают ко Дню театра несколько ордеров на вожделенные столичные квартиры. Но квартиры эти все равно распределяет мэрия, а не критики. В начале 90-х годов «Пектораль» являлась подтверждением избитой истины, что не в деньгах, и даже не в их количестве, счастье. Подлинной ценностью тогда обладала сама премия, то есть профессиональное, бескомпромиссное слово жюри, с которым считались и театральные деятели, и зрители. Но люди, театральную премию приватизировавшие, этой моральной ценности ее зачем-то лишили. На вопрос «зачем?» у меня есть только один ответ. Попытка украинских критиков создать и поддерживать в отечественном театре высокую шкалу ценностей была на корню уничтожена по той банальной причине, по которой творится все зло этого мира, — из зависти. Людям, занимающим на этой шкале (по крайней мере, не всегда) не самое высокое положение, хотелось быть первыми.

По неискоренимой склонности национального менталитета страдать от зависти к своему соседу, мы, начав выдавать за эталон посредственность, за какое-то десятилетие не только разрушили театральное цеховое братство, которое во главу угла ставит общее дело, а не личные отношения. Мы еще и разбазарили свои театральные таланты, эмигрировавшие из страны. Поэтому неудивительно, что в иные театральные сезоны бывает даже трудно найти достойные спектакли, которые могли бы соперничать между собой.

Россия, конечно же, также не принадлежит к тем уважаемым в мире странам, которые славятся бережным отношением к своим гражданам. Но вот в чем северному соседу не откажешь, так это в умении собирать мозги и таланты, которые стекаются с одной шестой суши в Петербург и Москву уже не одно столетие. Российская столица умеет сначала соблазнить деньгами и славой, а потом и поставить себе на службу все лучшее, что есть в любой сфере амбициозной человеческой деятельности. Последний и самый очевидный пример нашего нерачительного отношения к своим талантам — Андрей Жолдак (так и не получивший, кстати, несчастную нашу «Пектораль»). Теперь режиссер творит не у себя дома, а в городах Западной Европы и в Москве. Россия, в отличие от нас, как говорят, коллекционирует своих и чужих «золотых людей», в том числе и трудящихся ни ниве театрального искусства.

Пожалуй, самое главное завоевание организаторов «Золотой маски» заключается в том, что они смогли превратить вручение театральной премии в замечательный фестиваль спектаклей-номинантов. Кроме того, лучшие спектакли отправляются в гастрольное турне по городам России, а с прошлого года даже и за рубеж (на фестиваль обязательно съезжаются зарубежные продюсеры). При этом в «Золотой маске» участвуют не только столичные спектакли.

Тот, кто знаком с московской театральной афишей, может, например, удивиться, что в нынешней фестивальной программе значится «Фрекен Жюли», поставленная Евгением Марчелли в Омском академическом театре драмы, в то время, как известную пьесу Августа Стриндберга на сцене Московского театра на Малой Бронной со своей супругой в главной роли поставил А. Михалков-Кончаловский. Трудно представить, чтобы у нас режиссер со столь одиозным именем не вошел ни в одну номинацию, и, даже более того, был беспощадно отхлестан критикой за претенциозную бессодержательность своего творения.

Из московских театров в нынешнюю фестивальную афишу попали два спектакля обласканного московскими рецензентами Кирилла Серебренникова — «Лес» А. Островского и «Изображая жертву» братьев Пресняковых (оба — МХАТ имени А. Чехова). Есть в афише и имя Петра Фоменко, поставившего в руководимом им театре-мастерской «Три сестры». С А. Чеховым попал в программу «Золотой маски» и Юрий Погребничко, чья сценическая версия «Дяди Вани» в театре «Около дома Станиславского» названа благодаря жанровому определению пьесы «Сцены из деревенской жизни». Легендарный Эймунтас Някрошюс имеет шансы получить престижную театральную премию за оперу «Дети Розенталя» Леонида Десятникова (Большой театр).

Из периферийных же городов первенство держит известный среди театралов еще с советских времен Омск. Кроме «Фрекен Жюли» в Москву из этого театрального города приехало еще несколько спектаклей («Вишневый сад» в постановке все того же Марчелли, Театр драмы, и «Чудаки» М. Горького в постановке Анатолия Праудина, «Пятый театр»). В программу фестиваля попали и национальные театры нетитульной нации (бурятский и тувинский).

Конечно же, это далеко не весь перечень спектаклей, которые жюри и привередливая московская публика будут оценивать на протяжении почти трех недель. Открылся же фестиваль в канун празднования Международного дня театра внеконкурсными «Бесами» — по одноименному роману Достоевского в постановке Льва Додина.

Объездившему едва ли не все престижные международные фестивали, спектаклю петербургского Малого драматического театра в этом году исполнилось 15 лет. Однако его не отнесешь к категории музейных раритетов. Злободневность идущих на протяжении всего дня (спектакль играют в трех частях) додинских «Бесов» проявилась не только в том, что в нем, применительно к готовым взорвать не только Россию, но и весь мир революционерам, часто звучит слово «наши», которое у россиян теперь ассоциируется с известным молодежным движением. Актуальность этого неспешного театрального повествования, исследующего природу зла, нужно искать куда как в более глубоких сферах, нежели легко прочитываемые политические аллюзии. Как это и водится во всех произведениях Ф. Достоевского, человек разрушает себя и мир по одной единственной причине — позавидовав Создателю и возгордившись, венец творения возомнил себя Богом, которому все позволено. Уже ради постижения одной этой мысли великого классика, если она будет продумана и прочувствована хоть несколькими зрителями, стоило организовать нынешний фестиваль.

Вадим ДЫШКАНТ, Киев — Москва, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ