Этот международный фестиваль, посвященный творчеству сына гениального Моцарта — Францу Ксаверу, который 30 лет (1808—1838) жил и работал во Львове, стал культурным событием. Артистический директор форума, экс-львовянка, главный дирижер Оперы и филармонического оркестра австрийского города Грац — Оксана Лынив — делала ставку на известных музыкантов из разных стран, однако особенно — на украинских звезд, которые базовое образование получили в Украине, но живут и работают за рубежом, покоряя лучшие сцены Европы.
Среди участников LvivMozArt была солистка Венской оперы, обладательница замечательного меццо-сопрано Зоряна Кушплер, которая рассказала «Дню» о выборе профессии, жизни за рубежом, ментальности, украинском гражданстве, знаменитых партнерах по сцене, сыночке и напутствиях отца. Но прежде всего поделилась впечатлениями о LvivMozArt. По мнению пани Зоряны, фестиваль — чрезвычайно мощный и феноменальный. Следовательно, организовывая такие мероприятия, Львов абсолютно может претендовать на статус культурной столицы не только Украины, но и Европы, как это было до Первой мировой войны.
НЕ БЫТЬ ТЕНЬЮ РОДИТЕЛЕЙ
— Сколько лет тому назад вы уехали из Львова?
— Девятнадцать. В 1998 году я приехала в Гамбург, чтобы учиться в оперной студии. И уже десять лет работаю в Вене.
— Вы родились в музыкальной семье. Думали ли не избирать именно эту профессию?
— Сколько себя помню, всегда знала, что буду оперной певицей. Родители с двухлетнего возраста водили меня в Оперный театр. И я думаю, что оставила там свое сердце. И уже сызмальства видела себя на сцене оперной певицей. Хотя отец говорил: «Зоряна, это очень тяжелый хлеб». Но, с другой стороны, какой хлеб легок? Если хочется что-то легко сделать, то удается только легко лежать на диване дома. Поэтому, как по мне, тяжела всякая работа. Главное — заниматься своим делом. Сейчас, на фестивале, был очень тяжелый, плотный график. Репетиции — с утра до ночи. День складывался так: репетиции и спектакль, репетиции — концерт. Но, повторяю, мне это нравится. Я охотно выступала во Львове, мне было важно, чтобы все прошло очень хорошо. И это, в конечном итоге, придает сил!
— Что побуждало к переезду за рубеж?
— Я сразу думала о том, чтоб продолжить образование за рубежом и делать карьеру на Западе. Причин для этого было много. Во-первых, я не хотела быть тенью своих родителей. Однозначно, я имела бы соответствующий «штамп», если бы осталась во Львове. Мои родители приехали во Львов из другого города и уже здесь сделали карьеру. Я понимала, что должна идти дальше, а не пользоваться тем, чего достигли родители. Когда приехала 22-летней в Германию, там никто не знал, кто такой Кушплер и кто такая Зоряна Кушплер. Когда же спела вступительный экзамен, спросили, у кого училась, и пригласили моего отца на мастер-классы. Конечно, мои родители развивались и создавали карьеру во время Советского Союза, и это был железный занавес. Соответственно, они не имели такой возможности, как мы сейчас
— Как вы, Зоряна, чувствуете себя в Австрии?
— Я поехала за пределы Украины очень молодой. Да и студенческая жизнь — везде студенческая жизнь. Это интересно, это весело. Когда же переехала в Австрию, то почувствовала схожесть Львова и Вены. Временное расстояние в 150 лет — огромное! Сколько уже поколений прошло! Но понимаю, насколько этот дух у нас остался, насколько этот менталитет у нас укоренился. Когда приехала в Вену и посмотрела на архитектуру, то поняла, что дома! Все любят поговорить. Ходят на кофе. Посещают кондитерские. Любят искусство. Все — то же, что во Львове! Только на этаж выше. Хотя... Австрийцы намного более открыты, чем немцы или швейцарцы. Это правда. Я знаю, потому что жила и в Германии, и в Швейцарии. Там действительно другой менталитет.
О ТВОРЧЕСТВЕ
— Послужной список у вас какой?
— Трудно сказать. В прошлом году, кажется, считала, и получилось, что спела в Венской опере свыше 400 спектаклей, и это — свыше 40 ролей.
— С кем из звезд пели на одной сцене? И находили ли со всеми общий язык?
— Практически — со всеми пела. Это и Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Ролландо Вилласон, Рамон Варгас, Агнесс Бальтса, Лео Нуччи, Томас Хемпсон, Самуэл Реме, Петр Бечала, Роберто Аланья, Хосе Кура, Элина Гаранча, Эдита Груберова. Все — звезды первой величины, у которых я до сих пор учусь. Со всеми находила общий язык, потому что очень коммуникативная. Все мы — люди, все знаем профессию, понимаем, что это такое, и, наверно, еще более приветливы, чем не звезды.
— Много дискуссий идет в Украине относительно того, нужно ли осовременивать оперное искусство в смысле постановок. Как вы к этому относитесь и пели ли в таких авангардных постановках?
— Оперные постановки нужно осовременивать. И, конечно же, пела в таких спектаклях. В Венской опере пять-шесть премьер ежегодно, и классических постановок нет вообще. Все — модерн. Традиционными остаются разве репертуарные, старые спектакли. В частности, «Мадам Баттерфляй». Опера должна развиваться. С другой стороны, в Италии, например, модерные постановки, скорее, исключение из правил. В конечном итоге, и в Австрии не все зрители являются сторонниками модерна — старшая генерация осовременивания не воспринимает. На мой взгляд, необходимо и то и другое. Есть свой шарм посмотреть «Тоску» в традиционном варианте. Или «Травиату»... Если современная постановка оправдана, а я видела фантастические поставки, например «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича — это фантастика!
ОБ УКРАИНЕ И СЕМЬЕ
— Часто ли бываете в Украине?
— В июне приезжала, чтобы получить премию «Гордость нации». Вот сейчас дала три концерта на LvivMozArt. В ноябре буду давать совместный концерт с сестрой Еленой (пианистка, живет в Гамбурге, преподает и концертирует. — Т.К.). Также веду переговоры с новым директором Львовской оперы Василием Вовкуном относительно совместной работы.
ФОТО С САЙТА EXPRES.UA
— Есть ли в Вене украиноязычное окружение?
— Конечно. Хожу в украинскую церковь Святой Варвары, которая рядом с моим домом. Дружу с украинским обществом и представителями из посольства нашего государства. Принимаю участие во всех посольских мероприятиях. Даю концерты, в программе которых украинские произведения — популяризирую наше, как только могу.
— Замечаете ли изменения в стране, а особенно — за последние три военных года?
— Да, и в позитиве. Я считаю, что мы сбрасываем с себя оковы, и это — не комплекс младшего брата. Мы становимся абсолютно суверенной нацией. Например, тем же LvivMozArt, который мы осилили, показываем миру, что украинцы — самостоятельная, суверенная нация, которая имеет таланты, и что у нас абсолютно другой язык, другие костюмы. То есть все вокруг знают, что Украина — не Россия. Потому что когда я приехала в Германию, Украина для них идентифицировалась с Россией. Сейчас я этого не слышу вообще!
— К сожалению, достается это очень дорогой ценой.
— Очевидно, не было возможности иначе это сделать. Да и в целом люди привлекают к себе внимание, если случаются какие-то экстремальные события. Первый Майдан, второй, война. Это потрясает мир и привлекает внимание. Конечно, нам не все удается — а кому удавалось все? Но мы идем вперед, и я вижу, что воспитывается свободная нация.
— Вашему сыночку еще нет трех лет... Как, ввиду плотного графика выступлений, справляетесь с ребенком?
— С рождением Марка-Игоря я стала другим человеком. Почувствовала, что такое быть женщиной, и это женское начало меня очень вдохновляет. Относительно того, с кем оставлять сыночка. Есть муж, есть моя мама, есть очень хорошая няня.
— Сын еще не поет?
— Пробует. Охотно слушает, когда я включаю запись какого-то своего пения, но не дает петь life. Он хочет внимания. Сидит у меня на коленях, мы обнимаемся, и он слушает маму... Это очень приятно...
— Какие главные напутствия от отца (Игорь Кушплер пять лет тому назад погиб в ДТП. — Т.К.)?
— Он в действительности очень много мне дал, и я очень часто его вспоминаю. Конечно, от утраты не оправишься никогда. Вижу в своем сыне отца — для меня это как реинкарнация. Относительно напутствий. Всегда, при любых обстоятельствах оставаться человеком. Отец дал мне очень здоровую душу, за что я ему безгранично благодарна. И у него была очень здоровая душа. У него была врожденная интеллигентность. У меня измерение людей идет по моим родителям. Всегда думаю: «Мой отец никогда бы так не сделал, никогда бы так не сказал...» Следовательно, для меня родители — это измерение порядочности людей, с которыми общаюсь. И, конечно, моего поведения.
— Последующую карьеру видите за пределами Украины?
— Конечно. У меня там семья, там сын мой родился. И у меня, и у сына гражданство украинское.
— В каких спектаклях в ближайшее время будете петь?
— В операх «Игрок» Сергея Прокофьева, «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса, «Аида» Джузеппе Верди, в оперетте «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. 10 сентября буду петь на 150-летии Национальной оперы в Киеве Симфонию №2 Густава Малера. Очень приятно, что Национальная опера пригласила меня на такое событие. А 11 марта с Романом Кофманом в филармонии буду петь «Летние ночи» Гектора Берлиоза. Ну и впереди — вышеупомянутый концерт с сестрой. Конечно, радуюсь, что имею возможность петь в Украине.
— Вы родились и выросли во Львове. Знаете Львов разных времен. Сейчас у нас очень дискутируется вопрос о том, что Львов настолько открыт миру, что львовянам в городе очень мало остается места. Что бы вы на это сказали?
— Это мировая практика: хотите жить с миром — откройтесь миру. Другое дело, что для туристов город нужно развивать. Вспомните Венецию — там есть улочки в метр ширину, но венецианцы не сетуют на невероятное число туристов.
СПРАВКА «Дня»
Зоряна Кушплер родилась во Львове в семье народного артиста Украины, солиста Львовской оперы (баритон), профессора Львовской музыкальной академии им. Мыколы Лысенко Игоря Кушплера. Образование получила в вузе, где преподавали отец и мама (класс Игоря Кушплера).
Учебу продолжила за рубежом (Музыкальная академия Гамбурга, класс Юдит Бекманн). Лауреат международных конкурсов, выступает на лучших оперных сценах мира. Выступала на сценах Праги, Мадрида, Кельна, Парижа, Бернау, Шанхая, Сеула, Сингапура, Токио. В 2000 году получила Первую премию на конкурсе Баварского радио и телевидения в Мюнхене.
В 2004—2006 годах — солистка Национального оперного театра Швейцарии (Берн). С 2007-го — солистка Венской национальной оперы.
Обладательница титула «Человек года-2016» в отрасли культуры и искусства одноименной общенациональной программы.