Он представляет собой классическую военную картину и посвящен, как все уже догадались, знаменитому аргентинскому революционеру Эрнесто Че Геваре, пишет pravda.ru. Картина получилась сильнаяя. Начнем с того, что исполнитель главной роли Бенисио Дель Торо получил на Каннском фестивале приз за лучшую мужскую роль.
«Че» сравнивают с «длинной песней, состоящей из трех нот». Авторы слишком сконцентрировались на событиях из жизни Че Гевары, и прежде всего — на военных действиях.
Фильм состоит из двух частей. Первая половина посвящена невероятной по сложности кампании Фиделя Кастро и его сторонников против правительства Фульхенсио Батисты, в результате чего Батиста в 1959 году был свержен. За батальными сценами следует визит Че Гевары в Нью-Йорк — на заседание Ассамблеи Организации Объединенных Наций, который Че осуществил в 1964 году.
В центре внимания зрителей и автора — Че в качестве колоритного, экзотического персонажа — с неизменной трубкой, характерной прической и воинственным видом. В фильме показан противоречивый статус революционера и те проблемы, который он создает Че как личности.
В глазах американского правительства Че Гевара — что-то вроде демона, тогда как для всего остального человечества он просто знаменитость, звезда, что-то вроде всемирно известного актера.
Смущенные журналисты заискивающе пытаются взять у Че интервью, восхищенные фаны просят его автограф, гости коктейль-пати в элегантных манхэттенских апартаментах собираются вокруг него толпой. Однако Че Гевара, медиазвезда и кумир левой интеллигенции всего мира, не очень любит бывать на публике и предпочитает уединяться со своими друзьями где-нибудь на кухне.
Бенисио Дель Торо старается безукоризненно воплотить образ легендарного революционера. Он курит трубку или даже чистит апельсин точно так, как это должен был делать сам Че, и эффективно наполняет этот образ своей собственной харизмой.
Жан-Поль Сартр как-то сказал, что Че Гевара был «самым цельным человеческим существом нашего времени» — и это при том, что его характеристика противоречила общепринятому взгляду на характер Че Гевары.
Для Сартра и других людей, воспринимающих его с симпатией, Че представлял собой новый тип человека, воплощающего в себе чистую революционную целостность — то есть человека, свободного от обычных ловушек буржуазной субъективности. Эти ловушки, конечно же, зачастую делают персонажей кино более интересными. Однако образ Че Гевары в них не нуждается.
В общественном сознании он представляет собой некий вид мачо, марксистского супермена, в котором мысли и чувства, действия и теория, страсть и дисциплина соединились воедино. Воплощая эту идею, Содерберг и Дель Торо (актер и продюсер) пытаются поставить Че выше реальности обычной человеческой симпатии.
У Че были искренние друзья, и в том числе — Фидель (Демиан Бичир) и Сантьяго Кабрера Камилло Сьенфуэгос (Сантьяго Кабрера), он глубоко любил двух женщин. При этом постоянно был вынужден делать трудный выбор как стратег и полевой командир, страдал от приступов астмы. И все-таки Че обладал определенной внутренней свободой, а его мысли и эмоции служили тому, чтобы действия были как можно более решительными и эффективными.
Во второй половине фильма, воссоздающей проваленную попытку Че осуществить революцию в Боливии, создатели фильма демонстрируют его фанатичную преданность цели, ради которой герой жертвует своей жизнью. Фильм претендует на серьезность, и при этом, как и подобает фильму на военную тему, во многом относится к жанру «экшн».
И все-таки узость тематики сильно ослабляет впечатление от фильма. Создатели фильма слишком увязли в деталях и, кажется, во многом упустили самого Че — он выглядит не таким живым, как хотелось бы и им, и зрителям. Но все это объясняется и сознательным стремлением режиссера и сценариста увильнуть от моральной оценки действий Эрнесто Че Гевары. Впрочем, несмотря на то, что этот человек погиб более 40 лет назад, его изображение украшает миллионы маек по всему миру — и Че, безусловно, этого заслуживает.
Так или иначе, картина, как и следовало ожидать, из эпической постепенно превратилась в романтическую. Как ни старались авторы быть точными в воссоздании фактического материала, у них все равно получилось что-то вроде волшебной сказки.
Режиссер фильма — Стивен Содерберг, автор сценария — Питер Бахман, оператор Питер Эндрюс, продюсеры Бенисио Дель Торо и Лаура Бикфорд, фильм снят на студии IFC Films.