Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Звуковые и экспрессивные ценности

В Варшаве шестой раз прошли «Дни украинской музыки»
23 сентября, 2020 - 09:23
ФОТО ЮРИЯ ТОЦКОГО

В прошлом году инициатор и бессменный артистический директор фестиваля Роман РЕВАКОВИЧ принял решение проводить форум ежегодно и сдержал слово, несмотря на разные вызовы, включая пандемию, тотальную смену дедлайнов и своеобразную депрессию культурной жизни.

Напомним, первый фестиваль состоялся еще в 1999 году, а затем его проводили с разными интервалами.  Фестиваль 2020 года изменил эту традицию, и теперь украинская музыка будет звучать в Варшаве в сентябре каждого года.  «Мы хотим поблагодарить город Варшаву за трехлетний грант — это очень важно, и это основа наших оптимистичных планов.  Мы благодарим всех наших благотворителей и спонсоров, которые разделяют нашу веру в то, что измерение украинской высокой культуры очень необходимо в польском общественном пространстве», — отмечает Роман Ревакович.

Конечно, программу из-за пандемии пришлось существенно менять и скорректировать часть сольных исполнителей и коллективов — выступали польские виолончелисты Магдалена Боянович и Бартош Козяк, сопрано Ивонн Госса и аутентичный ансамбль «МОРЕ».  В финале фестиваля Роман Ревакович дирижировал Национальным филармоническим оркестром на базовой концертной площадке коллектива.  Итак, на этот раз именно поляки исполняли украинскую музыку, что очень символично в контексте идеологии самого фестиваля, которая предусматривает изменение отношения польских музыкальных учреждений к украинской музыке и включение их в свой репертуар.  Фестиваль, собственно, и имеет целью вдохновить, стимулировать, познакомить, «увидеть» украинскую музыку.

Традиционно программа фестиваля была составлена ??концептуально: начали с украинских обрядовых песен, через концерт в знаменитом Костеле Святого Креста с музыкой Валентина Сильвестрова — пришли на финал концертом из произведений молодого поколения украинских композиторов — стипендиатов программы Gaude Polonia в престижном концертном зале Национальной филармонии.

Начались шестые «Дни» встречей с украинской народной музыкой, а именно — с исполнения календарно-обрядовых, лирических и исторических украинских песен Полесья и Центральной Украины.  Фольклорный ансамбль «МОРЕ» с мощным украинскими корнями, ведь его основатель и руководитель Юрий Пастушенко — уроженец Николаева, выпускник кафедры фольклора и этнографии Киевского университета культуры, этномузыколог и также стипендиат программы Gaude Polonia.  Под его руководством «МОРЕ» — исследует, документирует и продолжает украинские вокальные традиции, исполняет песни с осторожностью и соответствием местным вокальным традициям.  Общеизвестно, что музыкальный фольклор Украины принадлежит к самым богатым среди европейских государств, имел и имеет большое влияние на развитие профессиональной музыки в Украине.  Ведь именно музыкальный фольклор использовали известные украинские композиторы: Николай Лысенко, Борис Лотошинский, Левко Ревуцкий, Станислав Людкевич, Василий Барвинский и даже наш современник — Валентин Сильвестров.  Этим концертом фестиваль нацелен на популяризацию высокого искусства — впервые представил польскому слушателю образцы народного песенного творчества украинцев в аутентичном исполнении.  Следует вспомнить, что на третьем фестивале 2004 года на сцене Варшавской филармонии выступал с большим успехом Гуцульский ансамбль песни и танца из Ивано-Франковска.

Второй концерт был посвящен музыке Валентина Сильвестрова — одной из ведущих фигур в постмодернистской музыке.  Он состоял из написанных композитором в разные годы (с 1999 по 2011) произведений как для дуэта виолончелей, так и для виолончели соло.  Одна из важнейших особенностей произведений Сильвестрова последних десятилетий, — ссылки и намеки на музыку прошлого, о чем сам автор говорит, что это «ответ и отголосок того, что уже существует».  Это особенно чувствовалось как раз в «Посвящениях» Петру Чайковскому, Иоганну Себастьяну Баху, Роберту Шуману, прозвучавших в концерте.  Серенада, сарабанда, вальс, менуэт, колыбельная, элегия, ноктюрн, постлюдия, баркарола — жанры, которые много говорят о природе этой музыки, а в заголовках мы также читаем: «моменты», «отголоски», скорбная Лакримоза... После больших  симфонических и вокально-инструментальных произведений, написанных Сильвестровым в ХХ веке, он все чаще обращается к сольным и камерным жанрам, дает возможность подчеркнуть медитативный, созерцательный характер его композиций.  Здесь стоит вспомнить слова композитора: «На самом деле я лирик, и что меня больше всего волнует — это поэзия в музыке».

В программу заключительного концерта «Дней украинской музыки в Варшаве» вошли произведения украинских композиторов среднего поколения, участников стипендиальной программы министра культуры и национального наследия Республики Польша «Гауде Полония».  Они были созданы в 2007—2008 гг. По заказу Польского института в Киеве для проекта «Между словом и звуком» и представлены на серии концертов в польских и украинских городах в 2009 году при участии польских певиц Агаты Зубель и Марты Боберской и Польского оркестра  Sinfonia Iuventus под управлением Романа Реваковича.  Название «слово» — это польская поэзия: стихи Чеслава Милоша, Марты Подґурник, Галины Посвятовской, Виславы Шимборской, Кароля Войтылы и Богдана Задуры.  Они стали вдохновением для «звука» — для сопрано Ивоны Госса (она, кстати, участвовала в исполнении «Кредо» Пендерецкого в Киеве в 2018 году) и оркестра или для самого оркестра.  В концерте прозвучали шесть из восьми композиций, созданных в рамках проекта: Любавы Сидоренко, Михаила Шведа, Светланы Азаровой, Богдана Сегина, Золтана Алмаши и Александра Шимко.  «Что общего между этими шестью произведениями, кроме вдохновения польской поэзией?» — спрашивает музыковед Павел Маркушевский.  «Прежде всего, возможно, что вообще характерно для новой украинской музыки: важную роль играют звуковые и экспрессивные ценности.  Как в произведениях, использующих более авангардные композиционные приемы, так и в тех, которые имеют более традиционные способы формирования.  Красоте звучания подчиняются другие музыкальные измерения.  Экспрессия музыки тесно связана с экспрессией стихотворения, слова... Это многообразие стилей и ссылок, несомненно, является репрезентативным для новой украинской музыки, которая все еще недостаточно присутствует на сценах Польши и мира».

Наверное, стоит отметить, что этим концертом Симфонический оркестр Варшавской Национальной филармонии впервые за, пожалуй, всю свою историю, поставил на пульт украинскую музыку!  Недаром дирижер этого концерта и вдохновитель фестиваля «Дни украинской музыки в Варшаве» — Роман Ревакович так формулирует свое «кредо»: «В полном отсутствии украинской высокой культуры в польских культурных учреждениях пытаюсь донести польской культурной аудитории информацию, что в Украине существует высокая музыкальная культура, причем — очень высокая!  Приглашаю Украину поддержать это дело».

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ