Как сообщает «Телекритика», ссылаясь на «Volynnews.Com», 20 июля в городе Нововолынск было совершено нападение на корреспондентку газеты «Наше місто» и сайта «Проновік», общественную активистку Наталью Камышникову. В этот день частное предприятие «МП Сантехмонтаж» под руководством Анатолия Коптюка попробовало во второй раз начать реконструкцию площади возле памятного знака «Воину-пограничнику». Первая попытка потерпела неудачу из-за протестов общественности Нововолынска и депутатов горсовета, по мнению которых значительные средства, выделенные на ремонт площади из городского бюджета, стоило бы направить на другие цели. Наталья Камышникова, прибывшая на место для того, чтобы осветить события, впоследствии решила вмешаться в процесс. Сначала она проинформировала о начале работ нововолынского городского голову Виктора Сапожникова, а впоследствии попробовала помешать демонтажу плит. Далее, по словам Камышниковой, к ней подскочил Анатолий Коптюк. Он несколько раз ударил ее в лицо, закрывал рот рукой и, грубо выругавшись, приказал рабочим опустить на ногу женщине 120-килограммовую плиту. По информации службы связей с общественностью УМВД Украины в Волынской области, по данному факту начато досудебное расследование, открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 125 (Преднамеренное легкое телесное повреждение) и ч. 1 ст. 171 (Препятствие законной профессиональной деятельности журналиста) Уголовного кодекса Украины.
В то же время, по сообщению интернет-ресурса «Дорожный контроль», 21 июля в Донецке произошло нападение на журналиста издания Олега Богданова. Двое неизвестных ждали его у подъезда. Когда пан Богданов заходил в свой дом, они напали на него и на глазах у жены и ребенка начали жестоко избивать. Сейчас журналист находится в больнице, у него сломаны челюсть, нос, а также имеются многочисленные ушибы по всему телу. Олег Богданов с 2011 года был активным участником общественного проекта «Дорожный контроль», который был создан с целью защиты украинских водителей от незаконных действий сотрудников милиции. С 1 сентября 2012 года пан Богданов начал работать журналистом одноименной газеты. 1 ноября 2012 года неизвестные сожгли автомобиль активиста. До сегодняшнего дня преступление остается нераскрытым. В то же время, как сообщает пресс-служба Донецкого ГУ ГУМВД Украины в Донецкой области, по факту вчерашних событий открыто уголовное производство по ч. 2 ст. 296 УК Украины (хулиганство, совершенное группой лиц). Расследование взято под контроль руководством Донецкого городского управления милиции.
О том, имеет ли право журналист вмешиваться в ход событий, которые он освещает, не мешает ли общественная активность журналистской работе и как найти баланс между этими сферами, «День» решил поинтересоваться у медиа-эксперта Виктории Сюмар.
«Искать баланс необходимо, – отмечает пани СЮМАР, – это справедливо. Но, с другой стороны, когда журналисты видят, что реакция на их расследование, демонстрирующее определенные негативные явления, не сопровождается решением этих явлений, то, в принципе, понятно, что они могут другим способом, не привязываясь к своей профессиональной деятельности, способствовать преодолению этих негативных явлений. Нельзя запретить общественную активность для журналистов, потому что это – гражданская позиция каждого человека. Это выбор каждого – насколько ты чувствуешь необходимым для себя иметь ту или иную гражданскую позицию. Например, у моей гражданской позиции есть очень много ипостасей. Это и участие в опекунском совете Охматдета, и поддержка некоторых экологических и общественно-политических инициатив. Я это делаю вне своей основной работы. То есть этого точно нельзя запрещать. Другое дело, что когда ты пострадал все-таки как активист, это нужно признавать. Но когда журналист исполняет свои обязанности, например, собирает информацию для освещения, а его бьют для того, чтобы помешать это сделать, то здесь может идти речь о препятствии журналистской деятельности».
Украинская телеведущая и политик Ольга ГЕРАСИМЬЮК во время встречи с участниками Летней школы журналистики отметила, что журналистика в чистом виде и общественная деятельность несовместимы. «Наша профессия – это все-таки получение и анализ информации, попытка быть беспристрастным, не принадлежать к партиям и движениям, – утверждает пани Герасимьюк, – но ситуация в нашей стране сейчас находится на такой стадии развития, что журналисты, как люди активные, переживают о судьбе общества, потому что они часто больше знают об истинном положении вещей. И они начинают также выходить на митинги и уже выступать не как журналисты, а как участники процесса. Это, конечно, немножко другое, но я в любом случае не говорю об этом негативно. Я просто понимаю обстоятельства, которые вынуждают журналиста это делать. Но об этом, конечно, нужно честно заявлять».