Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЛУЦК НАГРЕЮТ свои, а не американские деньги

6 июля, 2001 - 00:00


Городскую власть, как и хозяйку в семье, замечают только тогда, когда что-то не ладится. И когда на прошлой неделе и в последний понедельник Луцк на несколько часов остался без воды, это стало проблемой вселенского масштаба. Ну не ожидали мы, что настойчивые предупреждения городского головы Антона КРИВИЦКОГО о том, что «коммунизм остался в прошлом, и вода, тепло в жилищах лучан будут тогда, когда за них будут платить», так скоро подтвердятся... Удастся ли лучанам и далее чувствовать себя в своих жилищах так же комфортно, как они уже привыкли? Тем более, что недавно «столичный» город Волыни стал пилотным для внедрения программы по реформированию тарифов и реструктуризации коммунальных предприятий в проекте Агентства США по международному развитию. Об этом и наш разговор с городским головой Луцка.

— К хорошему, говорят, привыкают быстро. Мало кто из лучан задумывался над тем, что Луцк — один из немногих городов в Украине, жители которого почти не знают, что такое отключение электроэнергии, отсутствие горячей воды или подача холодной воды по графику. Как городской власти до сих пор удавалось этого достигать?

— Здесь разговор короткий: платишь за услугу — и получаешь ее! Первопричина отключений электроэнергии, а после этого — горячего водоснабжения — задолженность населения. Понятно, что энергогенерирующие, снабженческие предприятия не заинтересованы в отключениях. Именно от этого тезиса и отталкивалась городская власть Луцка. Еще с лета прошлого года мы развернули широкую разъяснительную работу среди населения и к осени получили позитивные результаты: если летом население выплачивало за коммунальные услуги только 80% от потребленного, то по состоянию на октябрь 2000 года уровень проплат достигал уже 115%. То есть наметилась тенденция к погашению задолженности. Наоборот — к завершению отапливаемого сезона уровень оплаты снизился. Все же полученный опыт засвидетельствовал, что работа с населением может дать весомые позитивные результаты. Однако с существующей задолженностью дальше должна бороться не городская власть, которая сделала значительный задел по этому делу, а предприятия, предоставляющие услуги и заинтересованные в получении средств за них.

Существенную роль сыграло и создание в Луцке Информационно-вычислительного центра. Это дало возможность освободить лучан от необходимости посещать многочисленные коммунальные службы для проведения перерасчетов в связи с изменениями тарифов, состава семьи, льгот, площади, коммунальных приборов и тому подобное. Также удалось избежать рутинных операций по сортировке и обработке корешков квитанций, которые проводятся банками и коммунальными службами. Упрощен механизм начисления и перечисления населению субсидий. В целом введение единой системы обсчета на базе Информационно-вычислительного центра дало возможность существенно сократить срок прохождения информации и средств, содействовать уменьшению задолженности в оплате коммунальных услуг. Кроме того, не следует забывать, что наличие четкой и оперативной информации дает возможность власти адекватно реагировать.



— Антон Федорович, почему именно Луцк стал пилотным городом для внедрения программы по реформированию тарифов и реструктуризации коммунальных предприятий? Что это даст городу?

— Предпосылкой для участия Луцка в проекте Агентства США по международному развитию стало реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое мы осуществляем с 1995 года. В нашем городе существует уникальная система обсчета коммунальных платежей, о которой я уже говорил и которая не имеет аналогов в Украине. Луцк в Украине получил статус города наилучшего благоустройства. Кроме того, в прошедшем отопительном сезоне благодаря разъяснительной работе с населением нам удалось достичь 120% оплаты за коммунальные услуги. Эти и другие моменты не остались вне внимания Агентства США по международному развитию. Как результат сотрудничества — Луцк стал пилотным городом во внедрении проекта.

Задача проекта состоит в улучшении работы предприятий, поставляющих коммунальные услуги, повышении качества услуг. В процессе реализации проекта американская сторона будет предоставлять колсалтинговые услуги, аналитические материалы, базирующиеся на мировом опыте. Проект предусматривает и передачу таким предприятиям, как «Луцктеплокоммунэнерго», «Луцкводоканал» современного энергосберегающего оборудования. Используя мировой опыт и современные технологии, мы сможем существенно повысить уровень и качество коммунальных услуг для населения. Не исключено, что снизятся и тарифы.

— Намеревается ли городская власть и далее применять принцип солидарной ответственности, когда речь идет о долгах за жилищно-коммунальные платежи?

— Я всегда был против солидарной ответственности. Это абсолютно несправедливый принцип, пережиток старой системы ведения хозяйства. Каждый человек должен отвечать сам за себя. Как показал опыт прошедшего отопительного сезона, мы можем добиться позитивных результатов в проплате за коммунальные услуги методом разъяснений. А технические возможности на сегодня дают возможность персонально отключать злостных неплательщиков. Однако не стоит забывать, что городская власть не имеет непосредственного влияния на энергопоставляющие предприятия. Если люди не будут платить, мы не имеем никакого права добиваться подачи ни тепла, ни воды.

— Какие действенные меры для ликвидации или хотя бы уменьшения задолженности по жилищно-коммунальным платежам вы видите? Чем поможет в этом сотрудничество с американцами?

— Сотрудничество в рамках проекта не имеет непосредственной целью уменьшение задолженности. Оно направлено на повышение качества и эффективности работы коммунальных предприятий. В Луцке, в отличие от других городов, еще никого не выбрасывают на улицу за жилищно-коммунальные долги... Я не сторонник тотальных отключений и не считаю этот метод эффективным в решении проблемы. Он только обостряет социальное напряжение в городе, подрывает доверие населения к власти. Следует работать с каждым жителем отдельно, и этим должна заниматься не городская власть, а предприятие, которое заинтересовано в оплате услуг.

— Как вы относитесь к списанию жилищно-коммунальных долгов, которое планирует осуществить Верховная Рада? Как это решение скажется на работе органов местного самоуправления?

— Резко негативно! Это яркий пример социальной несправедливости. Что значит «списать долг»? Это кто-то, в данном случае государство, должен возвратить неполученные деньги предприятию, которое предоставило тепло и воду в жилье неплательщика. Таким образом, государство становится на сторону вора, который украл определенную сумму денег. А как тогда должен чувствовать себя человек, который добросовестно платил все время, поверив местной власти в то, что не платить нельзя? Всегда честно платили и платят за жилищно-коммунальные услуги пенсионеры, другие социально незащищенные категории. Это значит, что пенсионер не купил хлеба, лекарств, а отдал деньги за воду и тепло. А тот, кто ездит на дорогом автомобиле, живет в шикарном особняке — и годами плевал на долги перед государством — теперь будет над ним насмехаться. Ведь не секрет, что к злостным неплательщикам принадлежали и принадлежат люди с высокими доходами: предприниматели, госслужащие, да и народные депутаты, которые теперь инициируют списание, в том числе и собственных долгов. Если это списание каким-то образом произойдет, авторитет местной власти незаслуженно пострадает.

— С 1 июля в Луцке введена дифференцированная оплата за жилище...

— В реформировании жилищно-коммунального хозяйства городская власть руководствуется такими принципами: каждый должен знать, за что и сколько он платит, и следовать своим финансовым обязательствам. Жилищный фонд Луцка, как и любого другого города, не является однородным: существуют различные дома, предоставляются различные услуги. А система оплаты не всегда это учитывает. Существует утвержденный перечень обязательных для выполнения жилищно-коммунальными предприятиями услуг. Городская власть настаивает на введении оплаты за содержание жилища на основании реального выполнения работ. Если коммунальное хозяйство не обеспечит предоставления одной или нескольких услуг, лучане получают возможность соразмерно к непредоставленным услугам уменьшить оплату за содержание жилья. При полном игнорировании работниками жэков своих обязанностей перед жителями жильцы дома выплачивают за содержание жилища только 50%.

Коммунальное хозяйство будет получать реально заработанные деньги. А это уже должно побуждать их к улучшению качества предоставления услуг. Такой вид оплаты услуг стал возможным только благодаря эффективной работе городского вычислительного центра, ведь квартплата вносится подомно. Кроме того, хотел бы отметить, что Луцк — единственный город в Украине, где обитатели ветхого фонда вообще за жилье не платят.

АКЦИЯ «Дня»

Этим материалом нашего корреспондента Натальи Малимон мы открываем новую рубрику — «Страна, приятная для жизни». Какой она должна быть, чтобы мы ощутили себя в нашем обществе не толпой, не, простите, быдлом, а полноценными гражданами, заслуживающими достойной жизни? С ответом на этот вопрос мы можем определиться только все вместе. Он, конечно же, зависит от государственных мужей, в чьи обязанности входит обустройство наших городов и сел таким образом, чтобы в них себя комфортно чувствовал каждый — от инвалида на коляске до автомобилиста. От коммунальных служб, заложниками неумелости и безучастности которых мы часто оказываемся. Этот список тех, кто «нам должен» (и действительно должен, поскольку существует исключительно за наш счет, а поэтому — обязан отработать) можно продолжить. Но ответ зависит и от нас самих — нередко ленивых и равнодушных к устройству собственного быта, а по сути, и жизни, пренебрежительных к труду других. Иногда настолько, что невольно возникает другой вопрос: а заслуживаем ли мы этой самой достойной жизни? Думаете, слишком резко? Хотелось бы это признать, но увы... Во всяком случае, будем рады, если вы, уважаемые читатели, сумеете убедить нас в обратном. Очевидно одно: только сообща мы можем создать «Страну, приятную для жизни». И потому в нашей рубрике мы готовы представить самые разные мнения.

Беседовала Наталья МАЛИМОН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ