18–19 мая — как всегда, в третий уик-энд мая — в Каменец-Подольском будет происходить много интересных вещей. День города + общеевропейская акция «Ночь музеев» + традиционные майские полеты воздушных шаров на Кубок Подолья = насыщенная программа для гостей подольской столицы. Однако Каменец-Подольский — настолько популярное направление, что большинство туристов в древнем городе уже было. Как раз пора в таком случае приехать сюда, чтобы увидеть другие подольские замки. В радиусе 30 км от Каменца живописных средневековых руин наберется с полдюжины (Пановцы, Збриж, Чернокозинцы, Рихта, Кудринцы, Окопы, Жванец) — неплохой маршрут выходного дня.
И начать стоит со Жванца. Мимо села ежедневно проносятся автобусы с туристами. Самый легкий способ попасть в сказку — проехаться от Каменца до Хотина. Два замка соперничают за внимание путников, а между ними — заброшенный замок-сирота. Отсюда в 1654 году сам Богдан отправился в Переяслав (еще не Хмельницкий) подписывать сами знаете какое соглашение. Пусть бы остался здесь, вблизи осажденного казаками Жванецкого замка...
ЗАМОК, НЕ ЗНАВШИЙ ПОБЕД
Когда-то городок на границе нескольких государств (Российская и Австро-Венгерская империи, позднее — граница СССР, Польши и Румынии), а теперь — большое село Жванец удобно расположилось около границы с Черновицкой и Тернопольской областями. В 1431 г. рыцарь Свеча из Лечина получил поселение от короля Владислава Ягайла. В первой четверти XVII в. Валентий Калиновский, староста каменецкий, построил здесь замок. Во время Польско-турецкой войны в 1621 г. Жванец был разорен из-за провокации. Позже в замке находился королевич Владислав, возвращавшийся с Хотинского похода вместе с Петром Сагайдачным. Владелец Жванца Станислав Лянцкоронский возобновил городок. По его просьбе уже не королевич, а король Владислав в 1646 г. дал городу привилегию на магдебургию.
До наших дней базарная площадь в Жванце напоминает типичную рыночную площадь. В 1672 г., когда турецкое войско шло на Каменец, Жванец поддался без сопротивления, вся замковая облога сбежала. Пока Подолье было под турецким игом, Жванец дважды (в 1673 и 1684 гг.) отбивали поляки — но ненадолго. В 1782 г. из Жванца осматривал Хотинскую крепость австрийский император Иосиф ІІ, в 1786 г. здесь побывал последний крымский хан Шагин-Гирей. А еще через семь лет поселение отошло Российской империи, здесь была устроена таможня и карантин, действовавшие до 1812 г.
Сейчас Жванецкая крепость — почти абсолютная руина, но руина живописная. За наилучшими пейзажами стоит свернуть с трассы направо, в боковые улочки. Около северной башни, возвышающейся над обрывом, — двухуровневый ДОТ 1939 г. (еще один такой имеется над Днестром). Кроме замка, в Жванце сохранился армянский костел Непорочного Зачатия (XVІІІ в.). Недалеко от костела — автобусная остановка, которая выглядит как шедевр советской монументалистики. Мозаики на ее стенах повествуют о казаках и гетмане Богдане. Старые остановки сейчас массово оббивают, стряхивают слюду осенними листьями. Мозаика в Жванце пока стоит.
СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОКОПЫ
Если в Жванце свернуть по указателю на Борщев и ехать некоторое время вдоль Днестра, через 7 км попадем в Тернопольскую область и село Окопы, расположившееся на мысе между Збручем и Днестром. Ширина природного мыса в самом узком месте — всего 100 м.
В центре села, около разрушенного костела — валы и брама без крыши. Это остатки замка. 25 марта 1692 г. коронный гетман Станислав Ян Яблоновский и воевода киевский Мартын Контский взялись за собственный счет строить крепость для блокады дорог, которые вели к оккупированному турками Каменцу. Опорный пункт стал базой для войск, которые не давали поставлять еду и боеприпасы, уничтожали турецкие отряды. В октябре 1692 г. строительство крепости «Окопы. Горы Святой Троицы, блокада Каменец-Подольского» завершили.
Скромный Троицкий костел (1693 г.) дал в 1768 г. пристанище барским конфедератам под руководством Казимира Пулаского. В течение трех месяцев поселение стало штаб-квартирой боевых действий конфедератов против России. В результате военных действий стены были сильно повреждены. По решению австрийской администрации, в конце XVIII в. часть валов была снесена.
В 1870—1874 гг. замковые фрагменты были отремонтированы. Немало поляков желали посетить иностранные Каменец и Хотин, поэтому в Окопы туристы приезжают уже почти полтора столетия. В межвоенные времена в брамах разместилась польская пограничная застава: рядом были Румыния и большевистская Украина. Но перехода в этом отдаленнейшем закоулке тогдашней Польши не было: через Збруч ни одна из стран-соседок так и не возвела мост. Туристам предлагались экскурсии на лодках в румынский Хотин, а еще летний отдых: благодаря теплому климату в Окопах выращивали сливы, виноград и даже арбузы.
Сейчас от крепости осталось две брамы с бойницами (Каменецкая и Львовская), остатки дозорной башни и система земляных валов. Расстояние между брамами — 480 м. Дозорную башню Пулаского ищем над Збручем, куда ведут несколько троп от брам и неприметная тропинка между усадьбами напротив костела. Окопы — родина основателя хасидизма Израиля бен Элизера (Баал шем Тов, 1700—1760), однако хасиды со всего мира едут поклониться памяти Бешта в Меджибиж на Хмельнитчине, минуя Окопы. Из Окопов мимо Выгоды и Пановцов добираемся в Кудринцы. До них меньше 20 км.
ОДИН ЗАМОК НА ДВА СЕЛА
Это в России две беды: дураки и дороги. Кудринцы же страдают от одной — добираясь сюда, начинаешь по-настоящему понимать фразеологизм «битый шлях». Ну очень битый — снегами, дождями, а более всего — временем. Кудринцев на карте сразу две штуки — по одному на каждый берег Збруча. Половинка — в Тернопольской области (замок расположен на территории Борщевского района), половинка — на Хмельнитчине. Дорога через Пановцы имеет сомнительный плюс в виде знакомства с борщевской половиной Кудринцев: можно увидеть греко-католическую церковь, несколько древних крестов на церковном дворе. Подъезжать придется по разбитой дороге к горе Стрелка, на которой щербатой челюстью возвышается одна из живописнейших руин Украины. Если же ехать от каменецкого предместья Довжок, то до Рихты (где тоже есть остатки замка) дорога будет неплохая, а вот дальше... Зато природа красивая. В этом случае автомобиль придется оставить у реки: мост через Збруч только пешеходный.
Стоит ли смотреть волком на местных селян за то, что разбирают замок на строительные материалы — решайте сами. До сих пор здесь принято «одалживать» в замке кравчучку-другую камня. Это уже въелось в сознание кудринчан — разрешили разбирать крепость еще последние владельцы твердыни Бартфельды. Они не были какими-то уникальными ворами-ненавистниками древности. По всей Галичине старые фортификации становились каменоломнями для будущих сараев и ограждений. То, что в Кудринцах от замка осталось так много, заслуга не совести, а географии: Стрелка высокая. С тачкой вверх-вниз много не побегаешь.
Крепость построили в 1615 г. магнаты Гербурты. Село вблизи Валашского пути вопило об обороне: татары и валахи не давали покоя весь XVI в. Форму форпоста подсказал рельеф: замок в плане был четырехугольным, с тремя большими угловыми башнями, с полутораметровой толщины стенами. Восточная сторона, защищенная обрывом Збручанского каньона, была практически неприступна. Замок особым героем себя не показал: то казаки Кривоноса вместе с крестьянами выгоняют польский гарнизон летом 1648 г., то турки завоюют твердыню в 1672-ом и 1694 гг. Бурное развитие артиллерии делало из замковых башен замечательные мишени для пушек. Уже в начале XVIII в. Кудринецкая крепость сбрасывает с себя латы воина, чтобы превратиться в родовое гнездо Гуменецких. Когда резиденция перешла к Козибродским, те превратили ее в своеобразный музей, украсив семейными портретами и старинной мебелью. Увидеть фрагменты коллекции Кудринецкого замка можно в Тернопольском краеведческом музее.
От дворца не осталось и следа. Однако сохранились юго-западная и южная башни, надбрамная башня. Углубление в земле около южной башни романтичные натуры считают началом засыпанного подземного хода. Неглубокая впадина во дворе указывает на место, которое современные путеводители скромно называют колодцем, а старые — нужником для сторожа форпоста.
Без легенд старые стены — как еда бес соли. Селяне рассказывают массу небылиц, в которых фигурируют подземные ходы аж до Каменца; замурованная заживо турецкими изуверами девушка, неприкаянным духом блуждающая лунными ночами по замковой горе; пожар, вспыхнувший от удара молнии в одну из башен. Вот вам и бывальщина: когда по Збручу прошла граница СССР и Польши, с советской стороны пограничники выстроили стену, чтобы помешать дезертирству и шпионажу. Так что у Берлинской стены была подольская сестра-предшественница, а кудринчанам, чьи родственники остались в другой стране, приходилось бегать далеко в поле, чтобы пообщаться — да и то только с помощью крика через реку. Фрагменты стены сохранились около некоторых жилищ и около соседнего села Завалье.
Самая популярная легенда — о бесчисленных богатствах, зарытых владельцами замка: где они спрятаны, там земля гудит. Еще бы не гудеть: Подолье — один из самых «пещерных» районов мира, в трех километрах от Кудринцев, в селе Завалье Каменец-Подольского района находится трехъярусная пещера «Атлантида». А где карст, там действительно земля гудит: полости. Старожилы, возможно, слова «карст» не слышали, а вот людей с лопатами видели неоднократно.