Город Белград...
Это бывшая столица социалистической Югославии, а теперь — Республики Сербии. Именно в этом городе я впервые увидел на Балканском полуострове автографы войны 1991-1995 годов: разбомбленный самолетами НАТО телецентр, памятник погибшим журналистам, разрушенные мосты через Дунай. Иллюзия «тихой жизни» под теплым южным солнцем развеялась у меня до конца путешествия, а все то, что я увидел дальше после Белграда, пропахало в моей душе глубокий след рядом с чернобыльским шрамом.
После встречи с сотрудниками Посольства Украины в Сербии и студентами филологического факультета Белградского университета, изучающими украинский язык (заведующая кафедрой украинистики — Людмила Попович), наш земляк Юрий Мансветов повел меня в самый большой православный храм в мире имени Святого Савы. На первом этаже этого архитектурного шедевра и в его галереях может поместиться десять тысяч прихожан.
Это культовое сооружение имеет свою интересную историю. Чтобы сломать волю сербского народа к борьбе за независимость, турецкий визир Синан-паша приказал вынести мощи Святого Савы из монастыря на Врачарский холм Белого Града, там их сжечь и развеять по земле пепел. Это трагическое событие, произошедшее 27 апреля 1549 года, навечно врезалось в память сербского народа и звало к борьбе с врагом новые и новые поколения. В 1849 году, в день 300-летия от сжигания мощей Святого Савы, родилась идея сооружения на Врачарском холме в Белграде монументального православного храма в честь этого святого как символа единения всех сербов мира. Но из-за кровопролитных войн на балканских пространствах его строительство началось только в 1932 году, а полностью будет завершено в марте 2013 года.
АТАМАН СОЛОВЕЙКО, «КАЛИНА» И «КОЛОМЫЙКА»
Выехав из Белграда, я в тот же день вечером добрался до городка Инджия, где в украинской церкви Успения Пресвятой Богородицы вместе с отцом Петром Дуткой ждали встречи наши земляки. Они сначала расспрашивали меня об Украине, а уже потом отвечали на мои вопросы. Ночевать забрал к себе Атаман Соловейко — так называют украинцы Инджии главу культурно-творческого общества «Калина» Петра Закамарко за его высокие организаторские способности, замечательный голос и виртуозную игру на разных инструментах. Одна из самых больших комнат его просторного дома, в которой собираются на репетиции активисты диаспоры, напоминает одновременно музей славы и этнографии — здесь собранно много наград за победы в различных фестивалях и конкурсах, а также сочные украинские женские и мужские костюмы. А хромовые сапоги для всех участников певческого ансамбля «Калина» пошила хрупкая на вид пани Славица — жена Петра Закамарко.
Раньше в Инджии, где всего 100 частных домов, проживало почти полторы тысячи украинцев, а теперь осталось менее четырехсот. Другие во время последней войны выехали в Канаду, Австралию, Германию. Просматривая фотоснимки украинцев, которые родились и выросли в богатых заморских странах, я заметил одну интересную особенность: у них полностью отсутствует печаль в глазах, присущая тем украинцам, которые пережили Голодоморы, войны, Чернобыль и живут в борьбе за выживание.
Из Инджии мой путь пролег в город Сремска Митровица, мэрия которого активно налаживает экономические и культурные связи с украинским Тернополем. Вместе с заместителем председателя Общества украинского языка, литературы и культуры им. Т. Шевченко «Просвіта» Стефаном Семьянивым (он хоть и родился и вырос в Сербии, в свое время окончил Киевский институт культуры) мы побывали на репетициях любителей танцевальной и вокальной секций Общества украинской культуры «Коломыйка», которое возглавляет Николай Ляхович. Интересно, что в этих и в других секциях активно участвуют сербские девушки и парни, потому что, как они говорили, «очень полюбили украинские песни и зажигательные танцы, закаляющие и тело, и волю...»
ВО МНОГИХ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЯХ И ХРАМАХ СЕРБИИ ХРАНЯТСЯ РЕДКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КНИГИ C УКРАИНЫ
Сербские митрополиты неоднократно приглашали украинских мастеров украшать монастыри. В 1740-х годах в Петроварадине работал украинский художник Иов Василевич из Киева. В 1758 году в Сербию приехал другой украинский мастер В. Романович, который принимал участие в росписи монастыря Хопово. Кисти В. Романовича принадлежат выполненные в манере украинского барокко иконостасы в монастырях сел Костайница и Дреновац. Искусствоведы отмечают высокую технику исполнения, мастерство композиционного решения, радостный колорит произведений художника.
На стене первой в Сербии Карловацкой гимназии уже давно виднеется памятная доска ее первому ректору Эммануилу Козачинскому. В 1733 году Э. Козачинский, Т. Левандовский, Г. Климовский, И. Минацкий, Г. Шумляк, П. Падунивский, С. Залуцкий, а также два киевских студента-серба Живойнович и Николаевич прибыли в Сремски Карловцы по приглашению сербского митрополита и учредили там первую Карловацкую гимназию. Также украинские просветители принимали участие в налаживании школьного дела в Белграде, Пожареваце, Новом Саде, Араде, Дале... После Э. Козачинского и его коллег в Сербию в разные времена приезжали на преподавательскую работу и другие выпускники Киевской академии. В Сербии, в частности, работали также Иван Ластовецкий, Петр Михайловский, Василий Крижанивский...
НОВЫЕ ВСТРЕЧИ В НОВОМ САДЕ
Город Новый Сад — это административный центр автономного края Воеводина, входящего в состав Республики Сербия. На пространствах Воеводины живет много украинцев, для которых транслируются на родном языке радио- и телепередачи, издается журнал «Соловейко» и газета «Рідне слово». За несколько дней я обошел пешком и проехал почти весь Новый Сад, побывал также в городах Кулу и Вербас и познакомился там со многими интересными земляками.
ФИЛОСОФ БЕЗ ДЛИННОЙ БОРОДЫ
За ум, энергичность, упорство и трудолюбие Мирослава Гочака называют Философом, на что он с улыбкой добавляет: «Но без длинной бороды». Родился Мирослав в Западной Германии, вырос в Сербии, но чрезвычайно много сил отдает для возрождения независимой Украины: он долгое время работал над выпусками украинской радиопрограммы «Новый Сад», был секретарем и заместителем главы Украинского национального совета автономного края Воеводина, в настоящее время глава Общества украинского языка, литературы и культуры им. Т. Шевченко «Просвіта», а также возглавляет и координирует деятельность всех украинских молодежных организаций Всемирного конгресса украинцев. На мой вопрос, откуда возникла у него тяга к такой специфической деятельности, ответил: «Это, наверное, передалось на генетическом уровне от моих предков, которые боролись за независимость Украины не на словах, а на деле. А я продолжаю их путь».
«ПИКОВАЯ ДАМА» И СВЕТЛАНА ДЕКАР
У оперной певицы примадонны Сербского народного театра в городе Новый Сад Светланы Декар черные блестяще волосы, черные глаза и острый характер. Ее голос, лирико-драматическое сопрано, очаровывает всех, но сильнее всего — мужчин. Особенно в «Пиковой даме» и «Кармен». За свой талант Светлана Декар получила весомые награды и от Сербии, и от Украины. Фотографировать оперную певицу было чрезвычайно интересно, потому что она быстро перевоплощалась и ее лицо каждый раз становилось другим. Но лучшим получился тот фотоснимок, где она стоит на ступеньках к театру и спокойно смотрит в объектив. Без перевоплощения. За несколько секунд до того, как сработал затвор моего фотоаппарата, я попросил Светлану вспомнить Тернопольщину, где она родилась и выросла. И она стала сама собой.
МУЗЕЙ СЛАВКА БАРАНОВСКОГО
Несколько дней я гостил у Славка Барановского и его жены Стефании, которые живут на окраине города Вербас в столетнем модернизированном доме. Кроме пасеки, красивого сада и столярной мастерской, пан Славко имеет в одной из просторных комнат еще и собственный исторический музей, о котором не раз писали журналисты и даже сняли интересный телефильм.
Главное место в том музее отведено портретам в старинных рамах Тараса Шевченко и Ивана Франко, бандуре и Библии, которые Славко Барановский привез из Украины еще в 1989 году. Позже он поехал в село Барыш бучацкого района Тернопольской области (там родились его дед и отец) и привез оттуда мешочек земли, красивые камни с берега речки Стрипа и подарки от земляков: икону Божьей Матери, картину, на которой нарисована местная церковь, красиво оформленный текст с нотами гимна села Барыш, на котором поставили автографы сельский голова Ярослав Труш и другие односельчане. Часть украинской земли Славко оставил для музея, а остальное рассыпал по своему двору, «чтобы ходить по Украине». Гречку из Барыша тоже разделил пополам: одну часть — для музея, а другую посеял на огороде и в поле для размножения как ценного медоноса для своих пчел.
О музее Славка Барановского, точнее об истории экспонатов этого музея, можно написать интересную статью, потому что там есть старинные часы, лампы, печатные машинки, прялки, детские коляски, револьверы, зубы мамонта или какого-то другого удивительного животного, изделия каменного века.
ЗАПОРОЖЦЫ В СЕРБИИ
Кто ищет, тот находит...
Наконец, мне повезло: священник Новосадского греко-католического храма святых апостолов Петра и Павла Роман Мизь положил передо мной небольшую по размеру книжечку под названием «Украинская диаспора» и сказал: «Эта исследовательская работа Института социологии Академии наук Украины и Редакции энциклопедии Украинской диаспоры при научном обществе имени Шевченко издана в 1995 году в Чикаго, но ее автор, Елена Малиновская, живет в Киеве. Вы найдете в этой монографии то, что вас интересует». Цитирую ту часть, которая касается украинских казаков: «Чуть позже прихода первой волны переселенцев в Бачке (название территории в Сербии. — Н.Х.) появилась новая волна украинцев. Есть сведения, что часть запорожцев, которые после разрушения в 1775 году российскими военными Запорожской Сечи перешли на земли Турции, были недовольны там условиями жизни и выразили желание переселиться в Австрийскую империю. Император Иосиф ІІ отвел казакам в вечное владение земли в районе военной границы с Турцией, за что во время войны они должны были отбывать военную службу — в зависимости от потребностей пешими, конными или гребцами на кораблях дунайской флотилии.
Плата за это устанавливалась такая же, как и австрийским солдатам. В рамках своих общин казакам гарантировалось самоуправление. Они имели право избирать куренных и кошевого атамана, что приравнивалось к ротмистрам и полковнику австрийской армии. Самостоятельно решали вопрос распределения земли между братчиками. Возникавшие споры судили собственным судом по казацким обычаям. Освобожденные от обязанности носить австрийский мундир запорожцы сохранили собственную одежду, а также оружие.
По австрийским источникам, переселение запорожцев на этих условиях действительно произошло. Случилось это в 1785 году. Количество казаков достигало 8—10 тысяч. Наиболее весомым свидетельством этого является описание жизни запорожцев в Бачке, изданное в 1789 году австрийским офицером Ф. Гендлёвичем, где изложены история Запорожской Сечи, обычаи запорожцев, к тексту прибавлен рисунок с изображением кошевого атамана казаков.
В современной украинской науке этот факт переселения считается доказанным. Однако до сих пор остается неизвестной дальнейшая судьба запорожцев. В классическом труде Карла фон Чернига «Этнография Австрийской монархии» (Вена, 1857 г.) говорилось, что из-за нежелания жениться это племя постепенно вымерло. Украинские исследователи конца XIX века воспринимали это утверждение с недоверием. Возможно, часть казаков и слилась с местным населением, но, вероятнее всего, недолго задержавшись в Бачке, они направились дальше по пути, конечным пунктом которого стала Задунайская Сечь».
ПЕСНИ НА ПАМЯТЬ
Чтобы попрощаться с Новым Садом, я поднялся на высокую гору Фрушку к Петроварадинской крепости и оттуда долго любовался прекрасной панорамой города. Портили вид только взорванные мосты через Дунай во время бомбардировки Сербии авиацией НАТО в недавней войне. Искалеченные ракетами железобетонные сооружения напоминали сломанные хребты огромных китов, которые упирались когда-то в два берега большой реки и по ним люди ходили и ездили к людям.
На память о Сербии украинцы подарили мне несколько дисков со старинными украинскими песнями в прекрасном исполнении современных ансамблей. А сербы, кроме фотоальбомов, тоже подарили мне свои песни — и старые, и современные. Среди них еще и замечательные песни Радмилы Караклаич, которые я очень любил в студенческие годы.