Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

600 ударов плетью и 7 лет лишения свободы

Положение интернет-медиа в Саудовской Аравии
28 октября, 2013 - 06:05
ВСЕМИРНОЕ ДВИЖЕНИЕ AMNESTY INTERNATIONAL ПРИЗВАЛО ОСВОБОДИТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ РАИФА БАДАВИ И ДЖАБЕУРА МЕРЖИ. В ИХ ПОДДЕРЖКУ БЫЛИ СОБРАНЫ ТЫСЯЧИ ПОДПИСЕЙ ЛЮДЕЙ СО ВСЕГО МИРА / ФОТО С САЙТА AMNESTY.ORG

Статьи 4 и 70 Уголовно-процессуального кодекса Саудовской Аравии гарантируют обвиняемому право искать адвоката на всех стадиях следствия и суда, а также запрещают чиновникам ограничивать доступ к адвокату. Статья 13 «Арабской хартии прав человека» гарантирует право на справедливое судебное рассмотрение и право на свободу выражения мнений и мирных собраний. Однако ученого и религиозного деятеля Юсуфа аль-Ахмада службы безопасности страны схватили на следующий же день после того, как мужчина опубликовал видео в своем «Твиттере», где он призывает короля Абдаллу ибн Абдель Азиза освободить противозаконно заключенных. Некоторые из них были брошены за решетку на семь и более лет даже без суда. Основателя веб-сайта «Свободных Саудовских Либералов» Раифа Бадави вообще должны были казнить по обвинению в вероотступничестве, однако после того, как блогеру удалось доказать, что он является мусульманином, наказание ему заменили «всего» на 7 лет лишения свободы и 600 ударов плетью.

Правящая система Саудовской Аравии прежде всего делает ставку на цензирование и закрытие своего сегмента интернет-пространства и преследование общественных активистов вместе с журналистами. Эту тенденцию можно легко проследить, если проанализировать последние судебные процессы и приговоры этой страны.

Еще в 2008 году «государство двух мечетей» (так неофициально называют Саудовскую Аравию. — Авт.) учредило Специализированный уголовный суд для слушания дел под графой «терроризм». Однако все больше эти дела напоминают гонения мирных активистов, которые пытаются призвать общество к политическому и религиозному диалогу. Формы их деяний никоим образом нельзя назвать радикальными — это опубликованные в интернете просьбы освободить «узников совести» или откровенная критика правящего режима на камеру любого телеканала. Однако наказания такие активисты получают самые строжайшие.

По данным Human Rights Watch, в марте этого года началось рассмотрение дела известного журналиста, писателя и защитника прав человека Михлифа аль-Шаммари, которого судили по семи обвинениям. Ему, в частности, инкриминировали попытку исказить репутацию Королевства Саудовской Аравии, принадлежность к подозрительным организациям, производство и распространение через интернет материалов, которые могут нарушить общественный порядок и религиозные ценности, разжигание вражды и подстрекательство общественности против разных государственных учреждений страны, порочение предпосылок религиозного учения и освещение их таким образом, что могут выглядеть, как призыв к сепаратизму и ненависти в эфире международного телевидения. В качестве базы доказательств судьи использовали только опубликованные статьи аль-Шаммари или его интервью в СМИ. Однако даже согласно копии обвинения, никоим образом не было отмечено, что его деятельность привела к насилию.

Также распространенной практикой деятельности судебной системы является отказ подсудимым в адвокатской помощи. Беспрецедентным для демократического и рядовым для авторитарного мира стал случай с одним из основателей Саудовской ассоциации гражданского и политического права (ACPRA) Аль-Баджади. В августе 2011 года члены ассоциации пытались присутствовать на суде своего проводника. Но они сначала не нашли суд, который находился в безымянной вилле на севере Убгуру, в предместье Джидди. Когда же они прибыли и продемонстрировали суду свою правовую доверенность в защиту Аль-Баджади, клерк сообщил им, что судья отказался признать их нотариально заверенный документ, заявив вместо этого, что Аль-Баджади хотел защищаться сам. По информации Human Rights Watch, в телефонном разговоре на следующий день из тюрьмы Аль-Баджади сообщил соучредителю ACPRA Мухаммад аль-Катани, что он сидел с завязанными глазами в кузове грузовика около здания суда, и ему даже не сообщили, что адвокаты приехали за 1000 километров от столицы Саудовской Аравии Ер-Рияд защищать его интересы.

В последнее время власть «государства двух мечетей» «делает зачистки» в блог-сфере. В сентябре 2011 года сайт телеканала «Аль-Джазира» сообщал, что полиция арестовала семь Facebook-пользователей по обвинению в «подстрекательстве к протестам, незаконным собраниям и нарушению верности королю». Блогеры также обвиняются в нарушении закона о борьбе с киберпреступностью, которым запрещается создание и распространение материалов, «наносящих вред общественному порядку». В действительности все эти семь мужчин просто выражали на своих страницах благосклонность к арестованному шиитскому шейху и религиозному лидеру Тофику аль-Амеру, который публично призывал к созданию конституционной монархии. На их религиозной принадлежности, как на корне проблемы, акцентирует внимание Reuters (население Саудовской Аравии в большинстве исповедует суннитский (консервативный) тип ислама и постоянно конфликтует с шиитами. — Авт.). Полтора года блогеры отсидели в тюрьме в Даммане. В конце апреля этого года суд вынес приговоры — от пяти до десяти лет заключения, а также запрет пересекать границу на дополнительный период.

Наверное, наиболее вопиющим случаем этого года стало дело основателя веб-сайта «Свободных Саудовских Либералов» Раифа Бадави, о котором говорили на телеканалах CNN, BBC, CBS, Russia Today International, Fox News Channel, писали газеты The Times, Daily Mail, The New York Times, сайт GlobalPost... Бадави обвинили в вероотступничестве за то, что он осмелился создать в 2008 году платформу для обсуждения религиозных и политических тем. Уже в следующем году мужчине запретили покидать страну и заморозили его бизнес. Однако этого было мало, и блогер должен был сесть в тюрьму и прочитать мусульманскую декларацию веры, чтобы избежать смертного наказания. Судья Уголовного суда Фари аль-Гарби осудил Раифа Бадави до пяти лет лишения свободы за нападки на ислам и нарушения на своем веб-сайте закона о киберпреступлениях, принятого в Саудовской Аравии в 2007 году, утверждая, что либерализм — это то же, что и разочарование. Судья постановил закрыть сайт и накинул Бадави еще два года лишения свободы за критику исламских и саудовских Комитетов по внедрению добродетелей и предупреждению грехов, другими словами — религиозной полиции в комментариях во время телеинтервью. И за оскорбление официальной религии государства — ислама — 600 ударов плетью.

— В Саудовской Аравии, а также в странах Персидского залива к критике авторитетных семей и власти относятся нетолерантно, и во многих случаях ответом власть предержащих является осуждение критиков к лишению свободы, согласно действующим законам, — комментирует для «Дня» Джо СТОРК, эксперт организации Human Rights Watch. — Социальные медиа стали механизмом, используемым в акциях неповиновения, однако в любом случае не их причиной. В некоторых случаях власть отвечает введением новых законов для борьбы с «киберпреступлениями», а также мобилизацией сторонников правящей семьи, чтобы те выступали против социальных медиа. Мы отвечаем, когда имеем возможность, однако я уверен, что имеют место инциденты, о которых мы даже не слышали. Борьба за свободу слова в Саудовской Аравии является чем-то, что должно начаться изнутри — так оно и происходит, хоть и очень медленно. Мы также побуждаем представителей правительств других стран публично затрагивать эти вопросы во время общения с властью Саудовской Аравии.

Анна СВЕНТАХ, Игорь САМОКИШ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ