Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алексей ЗОТИКОВ: «У каждой эпохи свои мысли на полях»

30 июля, 1999 - 00:00

Алексей Зотиков пришел на телевидение из... исторических
архивов и в своих телеработах являет необычайное сочетание темперамента
проповедника и дотошности исследователя. Его путь как автора-сценариста
начался с сотрудничества с Александром Роднянским (по сценарию Алексея
был снят, например, документальный фильм Роднянского «Прощай, СССР-2»,
удостоенный «Ники»). Затем Зотиков свыше года делал сюжеты для «Телемании»
(Студия «1+1»). Однако его, как одинокого волка, всегда тянуло на вольные
хлеба, к реализации собственных проектов. Так появился цикл киевских зарисовок
«Дай пять», ежедневно выходящий на канале ТЕТ. А к 200-летию Пушкина Алексей
Зотиков взялся за солидный сериал о великом поэте для канала «Интер». Нынче
цикл передач, заинтересовавший зрителей не только малоизвестными сведениями
о пушкинской жизни в Украине, но и личностью автора сериала, подходит к
концу. Как создавался сериал и каковы дальнейшие планы телевизионного скитальца
— с этими вопросами корреспондент «Дня» обратился к Алексею Зотикову.

— В своем телесериале о Пушкине в Украине ты рассказываешь
много известных и не очень известных историй, связанных с поэтом. Откуда,
в основном, ты черпал свои сюжеты?

— Почти все, рассказанное мной, можно найти у Вересаева
в книге «Пушкин в жизни», но дополнено субъективным моим видеорядом и собственными
находками. Он практически не комментировал отрывки, скомпиллированные из
мемуаров людей, которые в разных местах и при разных обстоятельствах наблюдали
за Пушкиным.

Надо заметить, что у Вересаева о Пушкине рассказывают исторические
персонажи, при жизни поэта не очень его праздновавшие. Эта подборка дает
объемную картину — от полного поклонения до полного неприятия. Кстати,
именно Пушкин одним из первых среди российских писателей и деятелей культуры
назвал Украину именно Украиной, а не Малороссией, как тогда было принято.

— В одной из серий ты показал сюжет о том, как Пушкиным
была написана поэма «Братья-разбойники», позднее им сожженная. При чтении
сохранившегося отрывка из «Разбойников» ты вдруг даешь в качестве видеоряда...
кадры из кинохроники гражданской войны. А потом ведешь свой сюжет о Пушкине
на фоне... одного из официальных зданий Днепропетровска. Как бы ты все
это объяснил?

— Пушкин порой поднимался до невероятных прозрений. Сохранившийся
отрывок его поэмы об упоении разбоем можно поставить эпиграфом к любой
гражданской войне. И что еще чрезвычайно любопытно: когда 20-летний Пушкин
был в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске), он, по воспоминаниям современников,
видел, как через Днепр бежали из тюрьмы двое разбойников, скованных одной
цепью. Потом, вспоминая об этом случае, он и написал «Братьев-разбойников»,
правда, перенеся действие на Волгу. Но на самом-то деле исконное место
обитания этих братьев-разбойников — нынешний Днепропетровск... Вот какие
ассоциации рождают у меня пушкинские строки, и это мне хотелось бы донести
до зрителя.

— Очень сильно прозвучал закадровый голос Николая Караченцова,
читающего Пушкина. Как тебе удалось с ним договориться?

— С самого начала читать Пушкина должен был Сергей Юрский.
Общепризнанно, что он читает гениально. В январе я приехал в Москву, проник
за кулисы театра им. Моссовета на спектакль «Фома Опискин», который поставил
Юрский и в котором он играет главную роль. После спектакля я дождался Сергея
Юрьевича и рассказал ему о предложении озвучить его голосом фильм о Пушкине.
В ответ прозвучало буквально следующее: «Молодой человек, я Пушкиным уже
икаю. У меня 9-часовая программа — и «Евгений Онегин», и «Домик в Коломне»,
и «Граф Нулин». Кроме того, я уже отработал в другом аналогичном проекте.
Это — перебор».

Промежуточной кандидатурой у нас был Евгений Миронов из
театра Табакова. Но часть моих знакомых посчитала, что его в Украине недостаточно
знают, и в последний момент возник Николай Караченцов. Тем более, что у
нас в памяти был просочившийся буквально отрывками замечательный цикл песен
Гоцуленко и Быстрякова «Дорога к Пушкину». Заказчик этого цикла, президент
одного из московских банков, сам был «заказан» киллеру и убит. А все видео
и аудиоматериалы записей каким-то странным образом куда-то подевались.
И громадный, потрясающий труд оператора, режиссера и исполнителя — Караченцова,
который здесь превзошел самого себя, остался только на копии в непрофессиональном
видеоформате VHS. Потрясающие клипы! Они были записаны в Париже, в Карден-
центре, когда театр Ленком приезжал туда.

И изначально наш цикл телепередач о Пушкине виделся так:
вначале я как ведущий рассказываю очередную историю из жизни поэта, затем
— клип из Пушкинского цикла Гоцуленко—Быстрякова в исполнении Караченцова.
Но мы вовремя поняли, что нельзя мешать Пушкина с кем бы то ни было, и
Николай Петрович в нашем телецикле просто читает Пушкина за кадром. А песни
Быстрякова мы приберегли, и осенью, возможно, «Интер» покажет их. Не уверен,
что новые клипы по ним будут столь же роскошны, как снятые в Карден-центре,
но сам по себе цикл очень интересен, и аудиозаписи сделаны на высшем уровне.

— Как поживает твоя передача о Киеве «Дай пять», которая
идет на ТЕТе?

— Ей уже полтора года. Это жанр, который для меня оформился
давно, еще до моего сотрудничества с «1+1» в «Телемании». Такие мини-рассказы
о Киеве для меня естественны, у меня сюжетов — на много лет вперед. Здесь
мой учитель — Григорий Сковорода, этот цикл у меня выхаживался ногами по
киевским тротуарам и дворам, выспрашивался, вынюхивался. Для меня в нем
важна попытка соучастия зрителя в процессе создания сюжета, я как бы узнаю
подробности вместе с ним.

«Дай пять» — это мой образ жизни, это ежедневное сосуществование
с киевлянами и попытка обменяться с ними кровью. А еще «Дай пять» — это
как шкала настройки в старом трофейном «телефункене», которая елозит от
длинных волн до коротких, от историй и персонажей своего собственного двора
до реалий Владимира Красное Солнышко. У каждой эпохи свои знаковые системы,
свои мысли на полях. Ты чувствуешь, что человеческое мышление по сути едино,
оно только оформляется в разные виньетки, в разные словесные обороты.

Однажды я заикнулся в эфире о том, что программа «Дай пять»
претендует на место в книге рекордов Гиннесса, по крайней мере — украинской,
поскольку она единственная среди авторских передач выходит уже полтора
года ежедневно без перерыва. И через неделю у меня сняли финансирование.
Это не шутка: с 1 апреля этого года. В любом случае, я благодарен спонсорам,
которые содержали эту программу пятнадцать месяцев. Сейчас мы ее выпускаем
за счет исключительно внутренних резервов и доброй воли канала ТЕТ.

— Но вот приходит к концу Пушкинский цикл. Я знаю, у
тебя есть наметки на будущее?

— Это тема, которая приобретает особое значение перед выборами:
о родной нашей украинской бюрократии как институции, которая старше Украины
как государства, и, пожалуй, старше Киевской Руси. В моих архивах есть
свидетельства существования бюрократии, в виде аппарата сбора налогов,
еще со времен Хазарского каганата. Хочу рассказать об украинской бюрократической
машине на конкретных примерах: почему, например, Столыпина убили именно
в Киеве, или почему все министры финансов и премьеры «золотого века» Российской
империи являлись именно отсюда, или вот почему именно в Украине, на Днепре
родилась идея пушкинских «Братьев-разбойников».

Анатолий ЛЕМЫШ, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ