Алик Шпилюк в представлении не нуждается. В кинематографических кругах его знают все. Все без исключения. Даже не рискну перечислять должности, которые Алик занимал за годы работы в кинематографе. Если пунктирно: еще в конце 80-х годов он был одним из основателей популярного в Киеве киноклуба «Диалог», почти десять лет работал на кинофестивале «Молодость», многие годы был заместителем главного редактора журнала «Кіноколо», директор программ Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК». Куратор кинопоказов, кинокритик.
На Одесском кинофестивале — со дня основания. Сегодня он — программный консультант ОМКФ, Председатель отборочной комиссии, член Наблюдательного совета кинофестиваля. Потому, естественно, именно к нему я и обратилась за комментарием о предстоящем фестивале, который, не нужно объяснять, состоится в очень непростой период нашей истории.
— 12-й Одесский кинофестиваль и профессионалы, и зрители ждали с особым нетерпением, поскольку все уже устали от череды локдаунов, соскучились по кино на большом экране, по общению с коллегами. Когда было принято решение, что ОМКФ — 2021 пройдет оффлайн, и почему фестиваль с июля переместился в август?
— Когда мы окончательно решили, что фестиваль будет «настоящим», действительно, тотчас встал вопрос о сроках, и даты его проведения (14 — 21 августа) были определены, как только стало известно, когда состоится Каннский кинофестиваль. Потому что понятно: при всем внимании, уважении и любви к конкурсной программе Одесского феста очень многих людей интересует самое свежее кино, которое показывалось в Каннах, а наш кинофестиваль всегда славился тем, что демонстрировал новинки мирового кино, прозвучавшего там. Надеюсь, и в этом году мы зрителей не разочаруем.
Еще два важных момента. Прошлый год во всем мире был временем онлайн кинофестивалей, и мы понимали, что в 2021-м достойные фильмы для конкурсной программы найти будет сложно, поскольку сильные картины зарубежные авторы «придерживали» в течение года (это касается и украинской продукции тоже) в ожидании оффлайн фестивалей. А те, которые принимали участие в онлайн форумах, зачастую были картинами не первого эшелона. Более того, 24 августа Украина отмечает 30-летие независимости, и именно поэтому мы решили, что акцент нынешнего кинофестиваля необходимо сделать на национальном кино. К слову, ОМКФ повезло, что по срокам проведения он удачно попал как раз в промежуток между двумя престижными мировыми киносмотрами — Локарно (он финиширует в день нашего открытия) и Карловыми Варами, которые стартуют 21 августа, когда в Одессе состоится церемония закрытия ОМКФ. Эти факты важны для иностранцев, кому интересен Одесский кинопоказ. В результате, хочу надеяться, мы сформировали два авторитетных международных жюри: профессиональное кинематографическое и ФИПРЕССИ (это Международная федерация кинопрессы). Судите сами. Главную конкурсную программу будут судить: режиссеры Дарья Жук (Беларусь), ее картина «Хрусталь» была номинантом на «Оскар», и Эли Грапп (Франция/Швейцария), получивший за фильм «Ольга» о Евромайдане приз в Каннах, продюсер из США Жан-Шарль Леви, «лучшая актриса 2020 года по версии премии «Кіноколо» за роль в картине Натальи Ворожбит «Погані дороги» Оксана Черкашина (Украина) и фестивальный менеджер Звиад Элизиани (Батумский международный кинофестиваль авторского кино, Грузия). В состав жури ФИПРЕССИ входят известные в профессиональном сообществе кинокритики — Наталья Мусиенко (Украина), Диана Мартиросян (Армения) и Божидар Манов из Болгарии.
Плюс на фестивале традиционно работает профессиональная секция Film Industry Office. Она создана для внутри цехового общения, поддержки и развития национальных кинопроектов и киноиндустрии, в целом. Здесь проводятся круглые столы, панельные дискуссии, лекции известных кинематографистов, но самое главное — два важных конкурса: питчинг кинопроектов (в нынешнем году в нем принимают участие десять игровых, документальных и анимационных проектов, которые отобрала комиссия) и Work in Progress, где продюсеры и режиссеры представляют работы, находящиеся на финальной стадии съемок или на стадии постпродакшн, завершение которых запланировано на 2021—2022 годы. В каждом из конкурсов работает профессиональное международное жури, и это очень важно для продвижения украинского кино.
— Понятно, что для профессионалов фестиваль — ожидаемое целый год, насыщенное событиями, общением, многочасовыми просмотрами время, но все-таки это работа. А что бы ты порекомендовал зрителям, которые купили абонементы на ОМКФ, посмотреть, в первую очередь?
— Несомненно, национальный конкурс. Мне не очень удобно говорить об этом, поскольку я — председатель отборочной комиссии, но все картины конкурсной программы в нынешнем году, как на подбор. Что каждый из шести полнометражных фильмов, что все восемь короткого метра. Кстати, мы в этом году, воспользовавшись примером Канн, изменили стандартный график показов. Теперь премьера картины будет проходить вечером, для тех, кто не успел посмотреть — повторный показ утром следующего дня, и уже затем — пресс-конференция.
Конечно, я бы посоветовал обратить внимание на внеконкурсную программу «Украинские гала-премьеры». Это национальные фильмы, которые скоро выйдут в прокат, но, согласись, всегда интересно увидеть людей, которые это кино сняли, пообщаться с членами съемочной группы.
Зарубежные гала-премьеры («Фестиваль фестивалей») также традиционно вызывают у зрителей повышенный интерес, потому что в этой программе можно посмотреть ленты -призеры самых престижных кинофестивалей мира. В нынешнем году, например, мы покажем «Гунду» (режиссер Виктор Косаковский), которая была номинирована на премию Европейской киноакадемии как «лучший документальный фильм» 2020 года, картины «Искушение Бенедетто» Паула Вергувена (основной конкурс 74-го Каннского кинофестиваля), и «Плохой сосед» Даниэля Брюля (основной конкурс Берлинале). И многое другое. Часть из этих фильмов выйдет в прокат в Украине, но преимущество кинофестивалей в том, что можно насладиться этими лентами на языке оригинала, не испорченного дубляжом.
— Что будет фильмом — открытия?
— Здесь также есть новшество. Мы несколько изменили график кинофестиваля — он сократился на один день. Не по финансовым, а по логистическим соображениям. В прежние годы открывался ОМКФ в пятницу, в Оперном театре. Торжественная церемония и зарубежный фильм-открытие. На следующий день, в субботу — уникальная мировая классика, немое кино в сопровождении симфонического оркестра на Потемкинской лестнице, и через неделю — закрытие в Оперном театре.
Будем искренними, качество показа в Оперном не соответствует техническим нормам современных кинозалов. И в этом году было принято решение, что как такового фильма-открытия не будет. Праздник кино состоится — торжественная церемония открытия ОМКФ-2021, с представлением жури, с концертными номерами. Все как положено. А затем у всех, кто придет на церемонию, будет достаточно времени, чтобы переместиться в главный фестивальный зал, в театр музкомедии, и посмотреть там первый украинский конкурсный фильм «Короли рэпа» режиссера Мирослава Латика. Этот проект начинал уже покойный продюсер Юра Минзянов, очень гордился им, но, к сожалению, не дожил до премьеры. Мировой премьеры. Думаю, она будет достаточно яркой.
Открытие, как я уже сказал, пройдет в субботу. В день, традиционно закрепленный за показом немого кино на Потемкинской лестнице. Нужно было думать, на какой фестивальный день перенести это событие, всегда проходящее с аншлагом. И было принято, с моей точки зрения, совершенно гениальное решение сделать церемонию закрытия на Потемкинской лестнице. Поскольку в этом году единственным конкурсом является украинский, и впервые за историю фестиваля статуэтка «Золотой Дюк» по результатам зрительского голосования будет вручена лучшему национальному фильму (условно говоря, все зрители феста являются членами главного жури), все они смогут (так же впервые в истории ОМКФ) присутствовать на церемонии награждения победителей. Ну, а после этого будет традиционно показана мировая классика с живым оркестром — комедийная драма 1921 года «Малыш», первая полнометражная режиссерская работа Чарли Чаплина, для которой он написал сценарий, был продюсером и сыграл главную роль.
— Мне тоже очень нравится такое решение!.. Что касается внеконкурсных фестивальных программ, у меня возник вопрос относительно «Української ретроспективи: Незалежні». Сразу оговорюсь: все картины в этой программе достойные и знаковые для своего времени. Но каков был все-таки принцип отбора, ведь за тридцать лет независимости снято немало фильмов, которые могли бы с таким же успехом быть представлены в ретроспективе. Меня немного удивило, что в этом списке отсутствует лента Сергея Маслобойщикова «Певица Жозефина, или Мышиный народец». Я помню, как Украине в 90-е завидовали некоторые зарубежные коллеги — тому, что у нас можно было снимать такое штучное авторское кино.
— Мы ежегодно делаем ретроспективы украинского кино. Последнее время — совместно с Центром Довженко. В год 30-летия независимости страны было решено составить программу из фильмов, которые были характерны для 90-х, нулевых, 10-х годов. Недавно Центр, независимо от нас, провел опрос среди украинских кинокритиков (около ста профессионалов принимали в нем участие), целью которого было определить сто лучших лент за всю историю Украины. Логично было именно из этой сотни выбрать фильмы для ретроспективы «Незалежні». Картину «Певица Жозефина, или Мышиный народец» мы также обсуждали, но так уж получилось, что 90-е годы оказались достаточно интересными, было сложно выбирать, к тому же, мы хотели, чтобы отобранные картины равномерно распределились по трем десятилетиям независимости.
— За годы существования ОМКФ занял определенную нишу в реестре кинофестивалей мира. Его делает высоко профессиональная команда, работающая, как швейцарские часы. И конкурсные, в внеконкурсные программы сильные, наполненные мировыми и национальными премьерами. Почему же тогда Одесский фестиваль вызывает яростное отторжение у некоторых уважаемых мной профессионалов-одесситов? Можешь прокомментировать?
— Комментировать не буду, но о том, какое место за 12 лет существования ОМКФ занял в иерархии кинофорумов мира, скажу, конечно. Одесский кинофестиваль сегодня уважаем не только украинскими и зарубежными кинематографистами, которые приезжают в Одессу для показов своих работ в конкурсных программах, он также привлекает иностранных специалистов, ежегодно принимающих участие в украинской профессиональной секции, в международных жури. И самое главное, фестиваль любим публикой, ведь кроме одесситов на фест съезжается очень много людей из разных городов Украины, а иногда, и из ближнего зарубежья. Потому что фестивальная программа на ОМКФ всегда — а) уникальна; б) интересна. И фестиваль заслуженно гордится тем, что будучи (с одной стороны) достаточно коммерческим (чтобы посмотреть фильмы, нужно купить — либо билеты, либо абонемент, либо аккредитацию), он всегда собирает переполненные залы! Это мотивирует, потому что многие форумы к подобной посещаемости только стремятся.
Кроме того, в 2011 году украинская ассоциация кинокритиков была принята в ФИПРЕССИ, и со следующего года на фестивале начало работать жури Международной федерации кинопрессы, чье мнение очень важно для кинематографистов. Кстати, в данном случае Одесский кинофестиваль по-своему уникален, это единственный форум, зарегистрированный ФИПРЕССИ, где жури присуждает не один приз, как на других фестивалях, а два : лучшему украинскому полнометражному фильму и лучшему украинскому короткому метру. Такая договоренность с руководством ФИПРЕССИ существует уже 10 лет, подобными действиями организация поддерживает развитие украинского кинематографа. И за прошедшие годы четко видно, как развивается отечественное кино, во многом, благодаря и ОМКФ.
— Личный вопрос можно? Какие пилюли пьет Алик Шпилюк, чтобы пересматривать баснословное количество фильмов, и помнить не только режиссера и ведущих актеров, но и исполнителей второстепенных, даже эпизодических ролей, композиторов, монтажеров?
— (Смеется) Наверное, так происходит потому, что моя работа — не «обязательно сделать!», а «хочется делать»! То, что лежит в сфере личной заинтересованности, легче откладывается в памяти.