Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Американские выборы: работа над ошибками

17 ноября, 2000 - 00:00


Андрей Шевченко был одним из украинских журналистов-телевизионщиков, которые освещали президентские выборы в США непосредственно с места событий. Сегодня в «Дне» его впечатления о беспрецедентных политических событиях и — прецедентных для Америки взаимоотношений общества с журналистикой.

Если выборы для журналиста — олимпиада, то фарс президентской битвы в США сразу выводит ее в разряд экстремальных видов спорта. После этой командировки я понимаю, что такое билет в первом ряду сектора для стометровки: ты полжизни будешь рассказывать о нечеловеческом напряжении бегунов, глазах навыкате и звериных криках, но главного — кто победил? — не будешь знать до последнего: Буша и Гора рассудит фотофиниш.

Это журналистская мечта и журналистский кошмар.

Мечта — когда наиболее могущественная страна мира за час успевает обезуметь от радости, упасть в истерику от отчаяния, а потом просто замереть в шоке, и ты понимаешь, что на твоих глазах буквально вершится история.

Кошмар — это то, что ты читаешь на лице у заспанного корреспондента ITN, которому на утро после голосования за 15 минут до прямого эфира объясняют, что ни одна из заготовленных сценарных папок — «победил Гор» и «победил Буш» — не годится: у них пока что «ничья».

Но все это только в пользу шоу, которыми выборы в этой стране быть просто обречены. Журналисты получили шикарную тему для информационного «мыла»: телесериал под рабочим названием «Флорида учится считать» уже десять дней с одинаковым удовольствием смотрят в техаском кантри-клубе, который держит кулаки за Буша, и в негритянском Гарлеме, который, избрав в Сенат Хилари, хочет поселить в Белом доме ближайшего соратника ее мужа.

Почему у них политику смотрят? Во-первых, — банально — благодаря политикам. Их можно считать роботами, буратинами, генераторами саунд-байтов, но культ публичных (а не «по понятиям») дискуссий делает свое: заштатный американский конгрессмен говорит понятнее и — главное! — интереснее украинских Президента, премьера и спикера парламента вместе взятых. А для кандидатов в президенты их имиджмейкеры и спичрайтеры продумывают даже, когда и с какими словами снимать пиджак и чесать нос. Подсчитано, что за время кампании: Эл Гор больше, чем конкурент ходил без галстука, зато Буш чаще поднимал над головой руки. Искусство требует внимания к пустякам...

В этой стране ощущаешь, что «вторая древнейшая» — на самом деле первая вечная и единственно всемогущая. Здесь даже действующий вице-президент узнает, сколько за него проголосовали, по телевизору — одновременно со всеми соотечественниками. Здесь телекамера открывает почти все двери, а политикам не приходит в голову согласовывать с репортером вопрос будущего интервью. Даже украинцам оказалось легче аккредитоваться на пресс-конференцию Била Клинтона, чем в некоторые украинские министерства.

В этом могли убедиться журналисты четырех украинских телеканалов, которых послали за океан на средства американского правительства (на моей памяти ни одни зарубежные выборы не освещались в Украине так дорого и масштабно). За последние годы в Вашингтоне видели достаточно украинских телевизионщиков, чтобы получить представление о них: они все умеют, но жадные, любят поесть «на шару» и очень ревнивы к своим коллегам-соотечественникам (в Госдепартаменте удивлялись одному из наших каналов, который заявлял в прессе, что только он будет освещать выборы, зная, что три других канала будут делать то же на деньги из того же кармана).

Для украинских журналистов олимпиада американских выборов пока что остается паралимпийскими играми. Можно утешаться тем, что главное участие, а не победа, вырывать тяжелые победы у конкурентов-соотечественников, но помнишь: настоящий спорт тебе не по силам. Дело не только в том, что в Украине нет ни одного телеведущего, который бы мог «отбомбить» восемь часов прямого эфира так, как CNN-овский Джуди Вудрафф — не запинаясь, без заготовленных заранее сюжетов. И дело не только в технологии, отсутствие которой не позволяет ни одному из украинских каналов давать достаточно информации, чтобы мертво держать зрителя у экрана. И не только в нищете, которая даже в условиях беспрецедентных американских вливаний заставляла считать каждый доллар, израсходованный на звонок в Киев или такси в гостиницу. Должно быть что-то другое, что позволяет моим коллегам, слепленным из того же теста, что и мы, говорить ТАК легко и ТАК ответственно, что украинская журналистика кажется чем-то из другой галактики...

Впрочем, эти выборы стали для американских масс-медиа холодным душем. Двойной прокол с определением победителя во Флориде заставил ведущие телеканалы задуматься над тем, как освещать выборы дальше. В частных разговорах американские жур налисты допускают: нынешнюю практику, когда телеканалы называют нового президента, не ожидая подсчета бюллетеней — только по социологическими данным, — пересмотрят. К тому же, журналистам приходится оправдываться за грязь предвыборной кампании: и Буш, и Гор желали бить соперника, а не рассказывать о себе.

Однако наиболее оптимистическая нация на земле не любит терзать себя прошлым. Редакции подсчитывают прибыли неожиданно затянутого избирательного сезона и по горячим следам «прикидывают» будущие избирательные бюджеты.

Шоу демократии должно продолжаться!

Андрей ШЕВЧЕНКО, (Новый канал), специально для «Дня», Киев — Вашингтон — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ