Вчера украинский парламент внес изменения в некоторые законодательные акты, касающиеся, в частности, работы СМИ во время выборов — в том числе, и в закон о выборах народных депутатов, существенно сужавший возможности полноценной работы журналистов во время избирательной кампании (см. № 212 «Дня»). За закон о внесении изменений проголосовали 396 депутатов из 411 зарегистрированных в зале (по данным сайта www.rada.gov.ua).
Согласно изменениям, внесенным в закон о выборах народных депутатов, новая редакция части 12 статьи 68 звучит так: «Освещение избирательного процесса в средствах массовой информации всех форм собственности в интервью, дискуссиях и дебатах, информационных сообщениях, в программах новостей и текущих событий должно осуществляться на принципах объективности, непредвзятости и сбалансированности». Таким образом, слова «без комментариев и оценок», связывавшие журналистам руки, в новой редакции ч.12 ст. 68 не фигурируют. Что, кстати, вполне отвечает европейской практике работы СМИ, которая предусматривает широкие возможности для критики политиков со стороны масс-медиа, юридически закрепленные и решением Европейского суда в пользу «Дня» (см., например, № 212, а также подборку публикаций на сайте «Дня» — www.day.kiev.ua).
Часть 10 ст. 71 того же закона определяет, что в случае установления судом при рассмотрении избирательного спора повторного или одноразового грубого нарушения средством массовой информации требований этого закона, суд принимает решение о временной (до окончания избирательного процесса) приостановке действия лицензии или о временном запрете выпуска печатного издания. Таким образом, определяется исключительно судебный порядок принятия подобных решений (а не по предоставлению Центризбиркома или соответствующей окружной избирательной комиссии, как это было возможно согласно предыдущей редакции).
Стоит упомянуть и еще об одном интересном дополнении к ст. 71, согласно которому «средства массовой информации не несут ответственности за содержание предвыборной агитации, которая была размещена в соответствии с соглашениями с заказчиками», за исключением некоторых случаев, предусмотренных данным законом.
Существенно уточнены и некоторые другие формулировки в законе о выборах народных депутатов. Например, достаточно неясная формулировка о том, что СМИ и их работникам в своих материалах и передачах, не обусловленных соглашениями, заключенными в соответствии с требованиями данного закона, запрещается отдавать партиям (блокам) и кандидатам преимущество в любой форме, заменена словами о том, что запрещается распространять информацию, которая имеет признаки политической рекламы, бесплатно или которая оплачена из источников, не предусмотренных законом, а также распространять любую информацию с целью побуждения избирателей голосовать «за» или «против» определенного субъекта избирательного процесса. Довольно внятно выписаны и сами определения предвыборной агитации и политической рекламы.
Реакция экспертно-журналистского сообщества на принятие закона была ожидаемой. Так, по мнению исполнительного директора Ассоциации сетевых телерадиовещателей Украины, участника рабочей группы по подготовке законопроекта Дмитрия Федечко, принятие этого закона является наиболее ярким примером совместной работы журналистов и профессиональных объединений медиа для защиты интересов отрасли. В распространенном Ассоциацией сообщении отмечается, что этот результат стал возможным лишь благодаря объединению публичной кампании, которую провели журналисты, и работы с политиками, которую провели отраслевые общественные организации и объединения СМИ.
Закон в случае его подписания Президентом вступает в силу со дня опубликования. Кроме того, вчера Верховная Рада приняла постановление «Об обеспечении беспрепятственной деятельности средств массовой информации в предвыборный период 2006 года». В соответствии с ним, Кабинету Министров Украины предлагается принять меры относительно прекращения проверок средств массовой информации соответствующими службами исполнительной власти и государственных учреждений с 1 декабря 2005 года на время проведения предвыборной кампании. В свою очередь, Государственной налоговой администрации Украины, согласно постановлению, рекомендуется отменить на период предвыборной кампании графики проверок СМИ.