Не все приглашенные соглашаются с предложением авторов «Ночной драматургии» (СТБ) принять участие в игре — вместе со зрителями шаг за шагом угадывать следующий ход условной пьесы, фабула которой постепенно освещается на экране. Но сам момент игры, причем это важно — интеллектуальной игры, иногда превращает передачу в сеанс одновременной шахматной игры с известным гроссмейстером. Автор идеи «Ночной драматургии», известный киевский журналист Андрей Куликов, который уже провел четыре из пяти ночных эфиров, не настаивает на своем присутствии в студии. «Завтра меня в этой программе можно заменить другим ведущим, — говорит он. — Главное — это тот человек, которого мы пригласили, а наша роль более техническая». Собственно, именно эту «замену» зрители и могли наблюдать в прошлую пятницу, когда диалог в студии с британским журналистом Дэвидом Мортоном вел Сергей Куцый, а сам Куликов оставался за кадром, только озвучивая текст пьесы. Эта проба пера Сергея Куцого, более известного как автора экономической передачи «Параграф», заинтересовала аудиторию, что и отобразили ленты пейджерных сообщений внизу экрана. До своего отъезда в Англию на работу на Би-Би-Си Андрей планирует провести еще несколько ночных эфиров на СТБ, а кто будет исполнять роль драматурга в дальнейшем — Куцый или кто-то другой — узнаем позже. Сегодня на вопросы «Дня» отвечает Андрей Куликов.
— Зачем браться за проект, подобный распространенным по всем каналам ток-шоу?
— Жанр «Ночной драматургии» для себя определяю как gest-show (от англ. gest — гость). Мы стараемся сделать центральной фигурой все же гостя, а не хозяина студии. Зачем делать то, что делают все? Но именно поэтому, что делают все, нужно попробовать предложить то же, но более высокого качества.
— Эту двойную связь со зрителем можно считать признаком интерактивного телевидения, к которому вы всегда стремились. Почему оно интересно вам?
— Потому что интерактивное телевидение дает средство для самовыражения зрителей, которые у нас активные, умные, заинтересованные.
— Вам лично интересно только направлять активность зрителей? А как же авторское начало?
— Я даже не сказал бы «направлять». По моему мнению, над нами еще довлеют представления советской эпохи, когда газета и остальные СМИ были «коллективными организаторами и пропагандистами». Я рассматриваю тележурналистику, а особенно профессию телеведущего, не как направляющую, а именно как мостик, как посредник «между». И это опять же связано с концепцией журналистов как общественных служащих или даже слуг общества. У нас какое-то время циркулировали предложения предоставить журналистам статус государственного служащего. Это обусловливалось необходимостью защитить журналистов. Ничего более страшного, по моему мнению, не может быть. Журналист — это человек на службе всего общества. И поэтому он должен помогать людям самовыражаться.
— А если люди хотят того, к чему не стремится журналист, он должен подстраиваться под них?
— Я так не считаю. В некоторых случаях, когда это обусловлено необходимостью увеличить популярность газеты, телеканала, радиостанции, то на какой-то период — да. Но и тут всегда есть возможность, сделав вид, что ты подстраиваешься, на самом деле привнести туда свое видение, и главное — показать людям, что есть иные возможности. В 1992 году в Британии широко обсуждали, стоит ли создавать украинскую службу на Би-Би-Си? Аргументировали это тем, что в Украине все понимают русский язык, а на самой Би-Би-Си есть большой объем вещания на русском, да и кто, скажем, будет слушать новости на украинском языке в южных и восточных областях Украины? Удалось убедить, и когда вышла новая служба с качественно новыми и новостями, и звуковым оформлением — то ее начали слушать и в Одессе, и в Донецке, и в Луганске, и в Крыму. Вот вам и решение проблемы. А если бы речь шла о том, чтобы удовлетворять только поверхностные потребности людей, то работала бы эта служба до сих пор только на Западную Украину и Надднепрянщину.
— Какие новые возможности вы предлагаете зрителям «Ночной драматургии»?
— Мы стремимся, чтобы они, во-первых, активно задавали вопросы гостям студии. Во- вторых, чтобы они посмотрели на некоторые проблемы, персонажи с несколько неожиданной стороны. Скажем, тот же Иван Драч, который в прошлом году издал сборник, в котором два стихотворения уж очень хулят политику. «Я п’ять років займався політикою, став дурнішим у п’ять разів», — написал он в одном из них. Я хотел выяснить, почему этот человек после таких разочарований или, по крайней мере, после заявлений о них вернулся именно в котел этой политики.
— Постоянный режиссер ваших телепроектов Игорь Гусев. Какова его роль в «Ночной драматургии»?
— Огромная. Я считаю, что на самом деле в этой работе — его 70%. И хотя форму выписал я, но все оформление студии, наполнение кадра — это Игорь. И считаю, что без него, профессионального, классного режиссера, этого бы не было.
— Передача меняется на глазах. Важно ли для вас сохранить соответствие названия ее форме?
— «Ночная драматургия» — удачное название, по моему мнению. Главное, что понятие «драматургия» не привязано к форме сценария, ведь драматургия есть в каждом нашем дне. В эту идею я верю, и мы ее докажем. Докажем с помощью наших гостей. Работа гостя студии здесь самая важная. Не случайно мы в заключительных титрах пишем: «Над программой работали» и первым называем гостя студии.